Последняя авария советского флота

Эта авария стала самой последней на атомном подводном флоте СССР — она имела место сразу после ГКЧП, ровно 20 лет назад. Почти все годы, минувшие после аварии, о ней практически молчали. Даже во всемогущем интернете нет особых подробностей. "Правда.Ру" попыталась восстановить картину событий с помощью члена Верховного Совета РСФСР, которому Руслан Хасбулатов поручил расследование аварии.

"27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на "ТК-17" "Архангельск" в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт…" — лишь эта фраза выскакивает во всех поисковиках, когда пытаешься найти более подробную информацию о той аварии.

"ТК-17" — пятая по счету из шести выпущенных в Советском Союзе тяжелых атомных подводных лодок проекта 941 "Тайфун" (этот проект называют также "Акула"). Это самые большие подлодки в мире. Автору этих строк несколько лет назад довелось услышать про ту аварию из первых уст. Контр-адмирал Виталий Федорин, находившийся в момент аварии на обеспечивающем судне, рассказывал:

"По сути, я видел все, что происходило, со стороны. Во время предстартовой подготовки в шахте подлодки произошел взрыв баллистической ракеты. Крышка шахты улетела в неизвестном направлении, загорелось резиновое покрытие легкого корпуса лодки. Командир "Акулы" капитан 1-го ранга Гришко действовал профессионально. Он оперативно притопил гигантский корабль на перископную глубину, сбил пламя и смыл с корпуса остатки твердого ракетного топлива, которое может гореть и в воде. К счастью, никто из моряков не пострадал.

Читайте также: Атомный долгострой вышел в море

В дальнейшем шахта была заварена и не эксплуатировалась, однако атомоход еще долгое время оставался в боевом строю. Это была единственная авария с ракетным оружием на кораблях такого проекта. Она не повлекла за собой ни разрушения прочного и легкого корпуса, ни человеческих жертв. Подводники отдали должное проектировщикам — корабелам северодвинского Севмаша за тот запас прочности, который они заложили в корабль".

Очень уж сильных экологических, экономических или каких-то других последствий та авария не имела, все обошлось. По мнению члена Верховного совета РСФСР Альберта Буторина, ныне приживающего в Северодвинске Архангельской области, реальную катастрофу помогла предотвратить самоотверженность командира атомной подлодки:

"В 1990-93 годах в сфере моей ответственности, как члена Верховного Совета России, была вся Архангельская область. 1 октября 1991 года меня вызвал председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов: "Мне доложили, что в Белом море чудом не взорвалась подводная лодка с ядерным оружием на борту. Сейчас эта лодка стоит у причала в Северодвинске, туда прибыл заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал В. А. Порошин. Вам необходимо вместе с ним разобраться в ситуации и срочно доложить мне. Пожалуйста, отправляйтесь туда немедленно!

Тяжелый атомный подводный крейсер "ТК-17" построен в Северодвинске на Севмаше и передан ВМФ 15 декабря 1987 года. Основным его вооружением были 20 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет. В Северодвинске вокруг поврежденного атомохода была такая секретность, что на его борт не пустили даже тогдашнего мэра города В. И. Лыскова. Вместе с Порошиным мы прошли все отсеки "ТК-17", беседовали с членами экипажа и его врачом Н. Н. Пугачевым, осмотрели повреждения верхней палубы, покрытой пристывшими "лепешками" расплавившейся ракеты.

Читайте также: Путч добрался и до подводного флота

Командир "ТК-17" капитан первого ранга И. Е. Гришков в те дни был совершенно измотан. Он доложил, что 27 сентября 1991 года на полигоне в Белом море, при запуске учебной ракеты она взорвалась в шахте, крышка которой улетела далеко в море. Лодка всплыла, и, увидев огненный шар над палубой, Гришков срочным погружением сбил пламя массой морской воды, после чего снова всплыли. Этим маневром он спас подводный атомоход с ядерным оружием от взрыва с адскими последствиями.

Тогда я предлагал выдвинуть Гришкова на звание Героя Советского Союза, но руководство страны и ВМФ предпочло замолчать это ЧП, дабы обеспечить секретность вокруг ужасных последствий возможной катастрофы. Вернувшись в Москву, я доложил обо всем Хасбулатову и уговорил его не поднимать дискуссии об этом ЧП на сессии Верховного Совета, ибо это могло бы привести к масштабному скандалу, к вспышке радиофобии, к ускорению захвата Ельциным силовых ведомств СССР, к провозглашению Русского Севера "безъядерной зоной", к закрытию атомного полигона на Новой Земле и основных предприятий в Северодвинске, к отстранению со своих постов ряда высших офицеров ВМФ, руководителей Минсудпрома и Минатома СССР.

Ограничились обещанием главкома ВМФ В. Н. Чернавина, что впредь никаких пусков баллистических ракет из акватории Белого моря не будет проводиться. Ну, а спасший подлодку от гибели, а все Белое море от экологической катастрофы командир "ТК-17" И. Е. Гришков так и не получил звание Героя — по совокупности государственных интересов и политических соображений. Хотя и совершил настоящий подвиг…".

Читайте также: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла

Собственно, это не последняя авария со взрывом ракеты, которую как бы видел атомный подводный крейсер "Архангельск". В феврале 2004 года по программе крупномасштабных учений подводная лодка Северного флота "Новомосковск" ("К-407") должна была запустить межконтинентальную баллистическую ракету. Пуск окончился неудачей. Ракета разрушилась, взорвалась уже после выхода из ракетной шахты. При чем тут "Архангельск" ("ТК-17")? А вот при чем.

Недалеко от "Новомосковска" на борту атомной лодки "Архангельск" находился тогдашний президент России Владимир Путин — он наблюдал за учениями. И самолично видел, как ракета погибла. Флотским не удалось тогда "козырнуть" перед верховным главкомом лихим ракетным залпом… Ну, а мировую прессу обошла знаменитая фотография, сделанная на борту "Архангельска": Владимир Путин в черной подводницкой пилотке.

А всего через несколько недель, 29 апреля 2004 года, в связи с отсутствием боекомплекта подводный крейсер ТК-17 "Архангельск" был выведен в резерв. В настоящее время корабль находится в ожидании решения на утилизацию или на модернизацию по проекту 941У. Стоит он, ржавея и приходя в негодность, в военном порту Северодвинска. Но это уже совсем другая история…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Украина выступила с жесткой критикой в отношении Сирии
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Россияне меняют валюту на элитное жилье
Украина выступила с жесткой критикой в отношении Сирии
Взорвавшийся "Союз" с космонавтами изуродовали на "Байконуре"
Прорыва не будет: по беднеющему народу бьют налоги и санкции
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Россия отказывается пропустить флот НАТО к Крыму
СМИ сообщили о задержании отца устроившего стрельбу в Керчи
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Погибший в Су-27 начальник авиации бомбил Донбасс
Молодежь из регионов не хочет работать вбелую
Молодежь из регионов не хочет работать вбелую
Молодежь из регионов не хочет работать вбелую
Молодежь из регионов не хочет работать вбелую
Противостояние в Закарпатье: в чем выгода Киева?
Противостояние в Закарпатье: в чем выгода Киева?
Взорван и расстрелян колледж в Керчи: хроника и все подробности теракта
Погибший в Су-27 начальник авиации бомбил Донбасс