Историю войны раздирают на эпизоды

Про инвалидов войны — ложь. А про Сталинград?

История Великой Отечественной войны и ее трактовка уже лет двадцать используется в СМИ, как мощный идеологический инструмент, призванный изменить моральные и нравственные приоритеты в российском обществе. А в последнее время и в Интернете развернулась соответствующая и хорошо организованная кампания по штамповке лживых мифов о великой войне.

В ЖЖ наткнулся на днях на приметную републикацию, в которой рассказывалось о неимоверных страданиях инвалидов войны, которые жили в специальном учреждении на острове Валаам. Дом инвалидов Великой Отечественной был открыт в 1952 году и просуществовал до 1984-го. Поразило даже не столько огромное количество комментариев к этому материалу, сколько их, так сказать, качество. Налицо явное противоборство двух четко выраженных мнений, что встретишь в сети нечасто — обычно самых различных суждений бывает о спорных статьях куда больше.

Но для начала несколько цитат из самой публикации. "Остров Валаам — место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой "фабрики". Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов недавней войны — самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников…

Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним из мест ссылки инвалидов войны. В 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория — там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении "отбросы общества". Жаль, что некоторые "патриотики" выкатывают глазки"… Думаю, цитат хватит — далее все в этом же духе.

Читайте также: 22 июня. Оказывается, Гитлер спасал Европу!

Ну что ж, в принципе, у нас каждый имеет право на свое мнение. Тем более интернет доступен для всех, чего уж там. Байки про веб-цензуру, прослушку или перлюстрацию — это, пожалуйста, к Сноудену. Но если интернет достаточно свободное пространство (во всяком случае, пока), то почему бы и мне не высказать и свое мнение, которое тоже имеет право на существование? Высказываю.

Не знаю, как других читателей этого материала, а меня буквально ошарашило, что вышеозначенная статья иллюстрирована рисунками и картинами известного русского художника Геннадия Доброва. Его цепляющие самые тонкие струны человеческой душевной организации произведения есть даже в музее Великой Отечественной на Поклонной горе. Отдельный целый цикл его работ посвящен инвалидам, прошедшим кровавую мясорубку той страшной войны.

Безногие-безрукие-слепые бывшие солдаты и офицеры — немощные, искалеченные. По сути, обрубки человеческих организмов. Но страшный вид (прямо скажем, не каждый выдержит) инвалидов войны у меня лично, как и у многих других, вызывает прежде всего не жалость, а сострадание и… гордость. Потому что сами инвалиды войны как бы не просят жалости, они выглядят гордыми, несмотря на дикие увечья! Многие из них на картинах Доброва с боевыми медалями и орденами. Их не сломали ни бои, ни увечья, ни жутко тяжелая послевоенная жизнь. Жестокая правда кровавой войны и ее трагических последствий.

Вот суть двух полярных мнений из комментариев в вышеупомянутому материалу в ЖЖ: одни вовсю клянут "кровавый режим", сталинщину и вообще все и вся. С другой стороны неких виртуальных "баррикад" (и я на этой стороне) раздаются возгласы о том, что все-таки организовать сотни специальных Домов инвалидов войны (так это официально называлось) — это проявление гуманизма. Безрукому-безногому-слепому калеке, если его родственники погибли от рук фашистов, куда податься? Но в практически разрушенной войной стране нашли средства для открытия таких учреждений. Огромные средства.

Вот официальные данные: во время войны демобилизовано по ранению, болезни, возрасту 3.798.200 человек, из них инвалидов 2.576.000. И среди них 450.000 безруких или безногих. Почти полмиллиона калек! И 265 тысяч из них остались за бортом жизни, одинокие и беспомощные. 70 процентов побирающихся нищих, согласно официальной статистике тех труднейших послевоенных лет, составляли именно инвалиды войны, бывшие солдаты и офицеры с боевыми наградами.

Читайте также: Сон образования порождает чудовищ

И еще 20 процентов — инвалиды из числа гражданских, по которым тоже жестоко шарахнула война. В 1813 году, сразу же после нашествия Наполеона, царь-батюшка (или, если хотите, император Всея Руси) организовал Дома призрения и специальные госпитали для инвалидов Отечественной Войны. История повторилась.

Я бы и не сел за клавиатуру, если бы в жизни не сталкивался именно с инвалидами войны. В самом начале 70-х, когда учился в начальных классах, бабушка часто брала меня на рынок в Ярославле, прихватив с собой специально напеченные вкусные пирожки. Их она отдавала безногому инвалиду на самодельной платформе-каталке в засаленном военном кителе с потемневшими медалями, который обычно как бы "дежурил" у центрального входа. Как-то я возроптал: мол, да я и сам бы эти пирожки с удовольствием, зачем уроду-то их отдаешь? Ответом был звонкий подзатыльник: "Дурень — вырастешь, поймешь!". И действительно, вырос — понял.

В 60-х, уже при Брежневе, санатории и Дома инвалидов войны начали регулярно закрываться, и многие безногие-безрукие снова ушли нищенствовать, - а куда еще деваться? Самый популярный лидер времен СССР (а именно такие рейтинги Брежневу давали социологические опросы), видимо, счел, что им, калекам — уже хватит — пожили за государственный счет, сколько можно? Впрочем, это мои личные домыслы (имею право!) — может, и другая причина была. Интересно, что, по некоторым данным, часть Домов инвалидов войны, где о них заботились-кормили-лечили, просуществовали вплоть до распада СССР, то есть до начала 90-х. Не курорт конечно, извините, но увечным бойцам все-таки дали пожить, сколько всевышний отмерил! Некоторые военные калеки дожили даже и до "новой России", в которой про них, естественно, благополучно забыли…

Ну и еще история на ту же тему, лично прочувствованная и до сих пор продирающая до мозга костей. В середине 70-х моего отца, военного летчика, перевели служить в Белоруссию. И соседкой нашей по гарнизонной коммуналке оказалась уже немолодая женщина, которая работала много лет как раз в таком Доме инвалидов войны.

Читайте также: Пишем историю... Вместе ли?

Многие из калек-героев, солдат и партизан, были тогда еще живы. Как-то мама послала меня к соседке на работу — передать штуковину, уже не вспомню, какую. Не вспомню потому, что тогда как молотком по лбу шарахнуло то, чем занимается наша соседка-санитарка. Она ухаживала за безрукими-безногими. Еще с юности, с самой войны. После страшных картин я бежал домой сломя голову…

Да, можно обвинять режим, тот же сталинский, в ужасах ГУЛАГа, в миллионных репрессиях и так далее. Но вот за то, что никому ненужные солдаты-калеки много лет жили, а не лежали на кладбище под "пирамидками" со звездочками, его, по-моему, можно и поблагодарить… И не нужно выхватывать из контекста куски, эпизоды и делать из них пугающий жупел.

Ну и в заключение еще один пример, который на днях совершенно неожиданно укрепил меня в своем, совершенно личном понимании той Великой войны. О новейшем фильме Федора Бондарчука "Сталинград" в прессе в основном пока или хорошо, или никак — только-только премьера прошла в столице и в регионах.

Сам видел: например, в Северодвинске на премьере фильма в кинокомплексе "Родина" в вестибюле перед премьерой стояли ребята из военно-исторического клуба в советской и немецкой форме времен Великой Отечественной. Говорят, на Оскара выдвигают картину. Наверное, заслуженно. Добавлю ложку дегтя в премьерную бочку премьерного меда. Этот талантливейший, хорошо поставленный и оформленный великолепными компьютерными спецэффектами и графикой фильм не должен, по-моему сугубо личному мнению, называться именем города-героя "Сталинград".

Да, у Бондарчука были, видимо, великолепные консультанты. Не узрел (хотя специально обращал именно на это внимание на премьере) каких-то серьезных исторических несуразностей, которыми переполнены боевики и триллеры… простите, фильмы и сериалы на тему Великой Отечественной последних лет. Например, немецкие солдаты не строчат из автоматов от пояса, "как в кино", а вооружены в основном винтовками "Маузер". А наши строчат не из МП (уж больно немецкий автомат полюбился нашим "сериальным" кинематографистам), а из ППШ. На немцах реальная полевая форма, а не парадная. И они так же грязны и чешутся от вшей, как и наши бойцы. В общем, исторический антураж как бы соблюден. Декорации хоть, по-моему, по большей части и компьютерные, но ощущение боевых действий таки навевают.

Дело не в этом. Цельного сюжета нет, как обязывает столь громкое, еще до сих пор святое для многих россиян понятие — Сталинград! Фильм Бондарчука, подразумевающий, судя по названию, нечто историко-эпическое, по-моему — это не фильм о великом подвиге советского (подчеркну — именно "того", советского) народа, а отличное переплетение, так сказать, личных, частных историй. А ведь столь громкое название — "Сталинград" — именно эпический патриотизм и подразумевает, так уж сложилось десятилетиями. Как минимум два полноценных поколения на этом воспитано (о нынешних молодых, увы, приходится промолчать).

Получается, что сложившийся стереотип (и отнюдь это не позорное словосочетание, как некоторые полагают!) исторической Сталинградской битвы режиссер как бы разменял на частные эпизоды. Пусть талантливо снятые и поставленные, классно оформленные — но эпизоды! Когда я практически заставлял, чуть ли не насильно, сына-девятиклассника пойти со мной на премьеру, тот упирался до последнего: "Да ну, достал уже этот Голливуд!".

Читайте также: Как современные школьники отравили Ленина грибами

Трейлеров в интернете насмотрелся — и не ошибся. Хорошо, что не пошел, упрямый. Так и оказалось: "Сталинград" Бондарчука — это голливудский фильм о русской войне! Если бы наш режиссер назвал свой шедевр как-то по-другому, не так громко и пафосно, то я бы сейчас, после того, как сам его посмотрел, все равно уговорил бы сына сходить в кино. Посмотреть есть что.

Может, этих строк и не появилось бы, если бы я не шарил на днях в интернете, пытаясь найти в сети сам фильм Бондарчука. Билеты на премьеру "кусались". Чтобы посмотреть, так сказать, на халяву, и искал в сети — грешу, что ж поделаешь. Но его "Сталинграда" в сети не было — хорошо сторожили оригинал, молодцы. Но зато наткнулся на другой "Сталинград", снятый ровно 20 лет назад немецким режиссером Джозефом Фильсмайером. Взгляд на великую битву с той, с германской стороны. Правда от бывших врагов. Немецкий фильм о русской войне.

Фильмы Бондарчука и Фильсмайера очень похожи — у не менее талантливого, чем Федор Сергеевич, немецкого режиссера тоже есть и личные драмы, и кровь, и соблюдены частные исторические реалии (правда, компьютерной графики почти нет). Но фильм немца о русской битве, по-моему, имеет полное право называться "Сталинград".

Просто в самом эпилоге фильма идут титры, что в битве за Сталинград погибло больше миллиона человек: русских, немцев, итальянцев, венгров, румын и австрийцев. Из 260 тысяч немецких солдат 6-й армии в плен попала 91 тысяча. Из них домой вернулись всего шесть тысяч. Поставлена точка. Ничего не добавишь. А из фильма Бондарчука можно после кинопоказа сделать целый телевизионный сериал.

Какая такая связь между темой про инвалидов последней (надеюсь) мировой войны и кинематографией, спросите? Да, по-моему, самая прямая. Не надо растаскивать историю на эпизоды. Иначе это будет не история. Между прочим, русская история — более мировоззренческое, чем чисто фактологическое понятие, хотя школьников учителя и гоняют "по датам" и конкретным событиям не зря. У нас складывавшееся веками мировоззрение гораздо сильней бомб, экономики, и даже политики. Или не так? Буду рад, если читатели выскажут свое мнение в комментариях под этой статьей.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить