Василий Лановой: Слова полуинтеллигентов о ВОВ не стоят внимания

Василий Лановой: Моя семья внесла честный вклад в Победу

"Бессмертный полк" — это всероссийское общественное движение по увековечению павших в Великой Отечественной войне. Одним из активных участников акции является народный артист СССР Василий Лановой. Василий Семенович рассказывает об истории возникновения движения "Бессмертный полк", о своих воспоминаниях о первых днях войны и тягостной разлуке с родными в дни ВОВ.

Возникновение движения "Бессмертный полк"

- Василий Семенович, вы находитесь в первых рядах движения под названием "Бессмертный полк". С каждым годом акция становится все популярнее и многочисленнее. С чего все началось?

- Все началось несколько лет назад в городе Томске. Во время парада прошла техника, солдаты, офицеры, прошли суворовцы, нахимовцы и вдруг пошли старики с портретами. Их было всего двести человек. Они несли портреты своих дедов, отцов, сыновей, матерей, братьев, и когда они пошли — наступила мертвая тишина. Так родилось движение "Бессмертный полк".

А сейчас уже более двухсот городов каждый год на 9 мая совершают этот поход, давая понять, что не ушла память о том великом поколении, которое заплатило за Победу бешеную цену.

А когда впервые подключилась Москва, то я был невероятно горд, что меня назначили главным офицером этого движения. Набралось уже десятки тысяч москвичей, пронесших портреты своих дедов и отцов, а я нес портреты своей матери и отца.

- Ваши родители воевали?

- Во время войны мои родители работали на химическом заводе. Перед войной мама отправила меня с сестрой на Украину на лето к дедушке с бабушкой и собиралась в конце лета приехать за нами. И однажды рано утром мы увидели, как над нами пролетели самолеты бомбить Одессу. Это началась война.

И три с половиной года мама не могла приехать за нами. Она даже не знала, живы мы или нет, и мы все эти годы не знали, живы наши родители или погибли. Эти воспоминания остались со мной на всю жизнь.

А они с папой, как я уже сказал, в Москве вручную разливали противотанковую жидкость Молотова. Это жутко вредная вещь. Мои папа и мама потеряли на химическом заводе все свое здоровье. К концу войны они с трудом передвигались и держали кружку в руках. Моя семья внесла честный вклад в победу.

- Многие говорят, что подобную акцию следовало бы начать намного раньше, ведь большинства воевавших уже с нами нет

- Я должен признаться, что и мне показалось странным, почему это движение не зародилось раньше. Александр Сергеевич Пушкин еще в свое время говорил: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно, не уважать оных — постыдное малодушие". Но, на мой взгляд, это движение бесценно еще и потому, что оно не организовано властями или чиновниками, оно зародилось в глубине народной души и мгновенно было поддержано остальными людьми.

Больше того, в связи с семидесятилетием Великой Победы нам стало известно, что движение охватило почти весь мир, его поддержали русские в Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, даже в Панаме. Наши бывшие соотечественники сказали: "Мы тоже понесем портреты наших предков". И 9 мая вышли на улицу.

Мне радостно, что люди отложили все свои насущные заботы и отнеслись к этому делу со всей душой. Помню, во время прошлого шествия со мной рядом шла какая-то бабулька и несла портрет своего погибшего на войне отца. Она сказала: "Я сидела дома, занималась кухней, смотрела телевизор и вдруг увидела, как от Белорусского вокзала пошли люди и понесли своих родственников. Я все быстро выключила, схватила фотографию, вышла на улицу Горького и около Дома Кино присоединилось к толпе". И таких было очень много. И каждый ко мне подходил и говорил о том, как замечательно, что это движение возникло.

Потом в какой-то газете я прочитал, что это все было организовано властями и что людей специально свозили на автобусах. Хочу сказать, что это ложь. Полмиллиона людей к Белорусскому вокзалу приехали сами, без всякой организации. На автобусах, на метро, на электричках, пешком. Это только теперь все стало более-менее согласовано.

Кому можно вступить в ряды "Бессмертного полка"

- Кому можно вступить в ряды "Бессмертного полка"? Ведь были люди, которые не попали на фронт по разным обстоятельствам, но, например, копали окопы, тушили зажигалки. Их потомки могут вступить в организацию?

- Во время войны было партизанское движение, были труженики тыла и было движение Cопротивления в Европе. Эти люди наносили урон фашистам и считаю, что по праву заслуживают внимания и памяти. Я уверен, что место в "Бессмертном полку" должны иметь и узники лагерей.

У нас есть сведения о русских солдатах, которые вели себя героически в плену и погибли, организовывая побеги из лагерей смерти для остальных заключенных. Они внесли свой вклад в Победу, и это тоже требует исследования.

Многие европейцы не имеют родственников-ветеранов, которые участвовали в войне, но День Победы — это своеобразная точка сборки для многих граждан мира, если они признают, что наша страна совершила подвиг, освободив Европу от фашистов. Они тоже могут стать нашими однополчанами.

Мы принимаем всех людей-антифашистов, которые любят Россию. Мы отделяемся только от тех людей, которые встали на путь предательства. Изменники не могут быть членами "Бессмертного полка".

- Ваши земляки с Украины будут принимать участие в акции?

— Вы знаете, несколько раз из моего украинского села Стримба, откуда родом мои родители, мне звонили старики-приятели и просили: "Василий Семенович, ничего не кажи про нас, бо нас спокийно убьють. Ничего не кажи". И я об этом помню и вижу, что люди, у которых нет совести, могут убить и тех, кто воевал и тех, кто пережил тяжелые годы фашистской оккупации.

И меня самого поместили в расстрельный список, я чуть ли не первым стою в этом позорном списке, поэтому не смогу в ближайшее время поехать к себе на родину. Но я думаю, что скоро весь этот бред закончится, так не может долго продолжаться.

Я знаю, что в прошлом году в Киеве погиб журналист. Он собирался провести шествие "Бессмертный полк" в Киеве. И я отдаю себе отчет в том, что сейчас опасно призывать людей к акции. Фашизм настолько поднял голову, что людей, которые не согласны с фашисткой идеологией, сейчас на Украине могут и убить.

"Неизвестная война"

— Нельзя не отметить, что лично ваш вклад в борьбу с фашизмом огромен. Сегодня, к сожалению, документальную эпопею "Неизвестная война" очень редко показывают по телевидению, но мы знаем этот фильм с детства, помним ваш голос. Наверное, было сложно работать над ним.

- Когда я от режиссера Романа Кармена получил предложение попробоваться на озвучивание этого фильма, то поначалу отказывался. Мне посоветовали все же прийти и посмотреть несколько серий уже готового, но пока "немого" фильма. Я был буквально ошеломлен, потрясен до самой глубины души увиденным. Поразила суровая, беспощадная правда о войне. В этом фильме нельзя было ни на грамм сфальшивить.

Авторы поставили перед собой благородную задачу — языком документа рассказать всю правду о войне. "Неизвестная война" обошла весь мир, но это для мира она была неизвестной, а для нас была очень известной…

Признаюсь, ни одна работа в театре, в кино, на эстраде не стоила мне стольких нервных затрат, такого внутреннего волнения. Когда я озвучивал серии, посвященные блокаде Ленинграда и защите Сталинграда, голос постоянно срывался, меня душили слезы, я не мог говорить.

Особенно помню мне стало очень плохо, когда нужно было прочитать слова под одну панораму, где стояли мужчины, женщины, старики разного возраста. Это блокадники записывались в армию и мне нужно было сказать: "Вглядитесь в эти лица. Почти никто из них не останется в живых!". Стояли люди, понимающие, что их ждет, понимающие, какое страшное испытание выпало для Ленинграда.

Потом какие-то полуинтеллигенты кричали: "Нужно было сдавать Ленинград и тогда не погибло столько людей. И вообще нечего было сражаться. Когда я услышал эти слова, мне стало плохо.

Я долго не мог настроиться и озвучить текст. Кричал "Стоп!" и плакал. Слезы сами лились из глаз. И с тех пор для меня самые лучшие песни — это песни о войне.

Я записал пять дисков военных песен и лучших стихов. Военная тема осталась в моей жизни самой главной, поэтому я считаю, что "Бессмертный полк" — замечательное явление. Это самая великая память о поколении, которое пело песню из кинофильма "Белорусский вокзал" — "Мы за ценой не постоим".

И когда мне предложили войти в это движение, я не cмог отказаться, несмотря на занятость. Перед семидесятилетием Великой Победы мы побывали с концертной программой в пятидесяти городах. Читали стихи, пели военные песни, к нам подключались местные оркестры. И каждый раз старики, прошедшие войну, поднимались, шли на сцену и благодарили за то, что их не забывают. Это зрелище захватывало до глубины души, это бесценно, это надо понимать.

Беседовала

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Обсудить