Человеческие потери в годы Второй мировой - цифры постоянно растут

Мертвые сраму не имут. А живые?

Потери в любой войне всегда были объектами конъюнктурных политических манипуляций. Не стала исключением и Великая Отечественная война. До сих пор историки не могут прийти к единому мнению, хотя известны данные, зафиксированные в военных и медицинских архивах. Их подделать невозможно. Автор "Правды.Ру" попробовал разобраться в имеющихся оценках.

"Сталинская цифра" — 7 миллионов жертв

В своем интервью газете "Правда" от 14 марта 1946 года Председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин сказал, что в результате немецкого вторжения СССР безвозвратно потерял в боях, а также вследствие немецкой оккупации и угона советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек. На Западе этой цифры просто не поняли, тогда как другие просто дословно восприняли слово "man" в значении "мужчины", и решили, что речь идет именно о солдатах, а не о людских потерях страны вообще. Хотя с другой стороны, зачем же он тогда упоминал о "немецкой каторге"? Более того, уже в 1948 году русский профессор Н. С. Тимашев, проживавший в то время в США, заявил, что потерь у Советского Союза никак не могло быть меньше 26-27 миллионов.

Интересно, что в одном из советских архивов сохранился документ, из которого следует, что руководитель ЦСУ В. Н. Старовский послал главе Госплана Н. А. Вознесенскому (впоследствии расстрелянному по так называемому "Ленинградскому делу" в 1950 году) докладную записку о том, что, хорошо бы провести учет наших потерь на войне. Причем не перепись, результаты которой пришлось бы опубликовать, а именно учет по линии, так сказать, — ДСП ("для служебного пользования")! От Вознесенского ему пришла записка с резолюцией: "Доложить лично", то есть Сталин сам решил встретиться и объяснить Старовскому, почему этим делом заниматься не надо. И, видимо, объяснил очень убедительно, потому что на той же бумаге появилась следующая запись: "Доложено лично, получено указание отложить до конца пятилетки".

Читайте также: Германия все платит жертвам Холокоста

Хрущевские — 20 миллионов

В 1957 г. в СССР была опубликована книга немецких авторов "Итоги второй мировой войны". В ней была и статья о людских потерях. Профессор Г. Арнтц отмечал, что потери СССР засекречены: но это не специфика СССР — такая практика принята во многих странах. Не случайно разные источники приводили сведения о потерях СССР в войне от 7 до 40 млн. человек. Сам профессор оценил потери Советского Союза в 20 млн. Трудно сказать, каким образом цензура пропустила в переводной работе эту цифру, расходящуюся с официальной, и было ли это сделано по оплошности или с разрешения. Но факт остается фактом: такая цифра в СССР была легализована!

А четыре года спустя развенчавший "культ личности Сталина", Н. С. Хрущев в письме к премьер-министру Швеции написал, что война с немцами унесла два десятка миллионов жизней советских людей. Цитата из этого письма была опубликована и в статистическом ежегоднике и в журнале "Международная жизнь", став на какое-то время канонической.

Тем не менее, перепись населения, проведенная в СССР в 1959 году, (а в Германии она была проведена только в 69-м), показала очень странную вещь, а именно: в России на 1000 женщин, переживших войну, приходится 598 мужчин, а в Германии — 723 мужчины этих же возрастов. Эту цифру можно толковать как косвенное свидетельство больших потерь СССР, однако надо учитывать предвоенную полово-демографическую структуру двух стран, сложившуюся в результате непрерывных войн царской России в начале века, а также громадные потери гражданского населения, в результате официально провозглашенной немецким командование тактики выжженной земли на оккупированных и прифронтовых территориях СССР. Это, кстати, было одним из пунктов обвинения на Нюрнбергском процессе. К тому же не учитывалась естественная смертность и потери от не боевых действий, которые в СССР превышали естественный фон в силу того, что все ресурсы направлялись на фронт.

От "более 20…" до "почти 27" миллионов

Затем Хрущева на посту руководителя СССР сменил Л. И. Брежнев. Выступая в 1965 году по случаю 20-летия победы, он заявил, что эта "война унесла более двадцати миллионов жизней советских людей", хотя и не конкретизировал насколько это больше. В итоге в течение 25 лет расплывчатые данные "более 20 млн." фигурировали во всех статистических справочниках и книгах о войне, школьных учебниках истории.

Наступила эпоха "перестройки", М. С. Горбачев сказал свое веское слово об "уроке правды" и вот уже 8 мая 1990 года на торжественном заседании Верховного Совета СССР, посвященном теперь уже 45-летию победы СССР в Великой Отечественной войне, назвал "свою" цифру — "почти 27 миллионов жизней советских людей". Насколько это близко к истине?

Оценки западных ученых колеблются в интервале 16,2-25 млн. человек. Причина этому — не в разном уровне профессионализма западных и отечественных ученых, а в том, что в СССР идеологически значимые сведения озвучивали лишь руководители партии и государства. Цензура вплоть до 1987 г., а для научной литературы и позже, не допускала в печати появления цифры людских потерь, превышающей официальную оценку. С 1946 по 1990 год оценка людских потерь менялась четыре раза в сторону увеличения, но всегда новые цифры называли руководители государства: И. Сталин, Н. Хрущев, Л. Брежнев и М. Горбачев! Но цифры брали не с потолка, а из исследований военных историков. К тому же до сих пор нет единой методики, что же определять как потери в войне. Следует ли, к примеру, причислять к таковым смерть от туберкулеза, полученного на фронте? Или смерть от инфаркта во время бомбежки?

Сегодняшние 26,6 миллиона…

Сегодня официальная цифра такова: 26,6 миллиона человек, причем наиболее близкую к действительности цифру потерь специалисты-историки планируют опубликовать в 12-ом, последнем томе капитального труда "Великая Отечественная война 1941-1945", который будет называться "Итоги и уроки войны". Впрочем, его авторы уже сегодня говорят о том, что радикального пересмотра этой цифры не будет!

Читайте также: Иосиф Сталин: "За здоровье русского народа"

Однако далеко не все историки согласны с этой оценкой и вот почему. Дело в том, что не изучены документы о потерях военизированных формирований различных гражданских ведомств (наркоматов путей сообщения, связи, морского и речного флотов, гражданской авиации, управления оборонительного строительства СНК СССР и НКВД СССР), о потерях ряда формирований народного ополчения, а также истребительных отрядов и батальонов городов и районов. А они были очень велики. Например, московское ополчение, в котором было немало профессоров МГУ, практически полностью погибло на рубежах обороны, однако в число потерь так занесено и не было. Пропавшими без вести считаются более 4,5 млн. человек, и вот вопрос, они числятся в этих 26,6 млн. или учитываются отдельным пунктом — "ни туда, ни сюда"?

В какие графы записывать?

Известно также, что на стороне Германии воевали национальные "восточные" легионы: Туркестанский, Азербайджанский, Грузинский, Армянский, Северо-Кавказский и Волго-Уральский. Только из представителей кавказских народов было сформировано почти 50 батальонов, с численностью до тысячи человек в каждом. Сюда же следует добавить восемь батальонов крымских татар (численностью до 20 тысяч человек), калмыкский кавалерийский корпус, казачий корпус из трех полков и прочие им подобные части. К 1944 г. на стороне немцев воевало 200 пехотных батальонов из русских, украинцев и других народов Советского Союза, не говоря о хорватах, датчанах, валлонах, французов и даже… индусах!

В РОА Власова насчитывалось 120 -140 тысяч человек, включая казачьи формирования генерала СС фон Панвица, и куда записывать потери среди этих частей? Логично было бы в немецкие, ведь речь идет о предателях, но есть и другие точки зрения. Интересно, что из общего числа советских граждан, насильственно вывезенных на работы в Германию (5.269.513 чел.), после окончания войны не возвратились по разным причинам и стали эмигрантами — 451.100 человек и это ведь тоже можно считать потерями, хотя и не безвозвратными.

Свыше двух миллионов погибли в фашистской неволе, что тоже объясняет, почему наши потери превышали немецкие: Советский Союз гражданских немцев в плен не угонял, и через крематории их не пропускал.

Погибшие от рук своих…

Есть и другие неясности. Известно, что наши партизаны, воевавшие в немецком тылу, далеко не всегда убивали только немцев, но и "карали изменников" Родины и их "пособников". Между тем, отсутствовало четкое юридическое разъяснение самих этих понятий: пособник, приспешник, предатель, что порождало их произвольную трактовку, а порой и массовый произвол и беззаконие.

Читайте также: Борис Уткин: простые истины войны

Например, в архивах есть сведения из партизанских отрядов об уничтожении 250 немцев и полицаев — одним из отрядов и "до 400 родственников полицейских…" — хотя кто эти самые родственники в донесении не уточняется. А вот "расстрельный список" отряда им С. Лазо от 11 апреля 1942 г. дает нам информацию о 52 расстрелянных, из которых 7 женщин(!), 13 старост и бургомистров, 5 полицаев… Только по данным Западного штаба партизанского движения с 1941 по 1943 гг. партизаны уничтожили около 11 тысяч солдат РОА, старост, бургомистров и т. д. Причем интересно, что к высшей мере наказания в 1941 г. из лиц, совершивших особо опасные государственные преступления, в СССР было приговорено 23.786 человек, в 1942 г. — 26.501, 1943 г. — 3.877 (для сравнения в 1937 г. — 35.3074, 1938 г. — 328.618).

То есть, попасть в руки к партизанам врагам было намного опаснее, чем даже в руки сотрудников НКВД! Подтверждается это и тем, что после освобождения Смоленской области и проверки всех лиц, сотрудничавших с оккупантами, за активную с ними связь было осуждено не более 5-6 человек, хотя общая их численность доходила до 3,5 тысяч!

Замечание "Правды.Ру". Словом, сложная это тема — определять потери в войне. Необходимо ее освободить от влияния политической конъюнктуры, а порой — и простой безграмотности, когда не критично "передирают" измышления псевдоисториков, которые под влиянием непонятной моды соревнуются в наращивании цифры потерь. Ведь договариваются до 50 миллионов жертв Великой Отечественной, и это, наверное, не предел! Между тем, в советских архивах — а они велись в то время исключительно скрупулезно и точно! — можно найти все материалы для изысканий. Надо только определиться с понятийным аппаратом и помнить о том, что погибшие "сраму не имут", а вот живым делать политику на их костях — безнравственно, по меньшей мере.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить