Кто осмелился повторно убить павших защитников?

Но нет нам оправдания за пренебрежение памятью о павших героях

В 1942-1943 годах Воронеж испытал на себе все ужасы и жестокость войны. 28 июня 42-го город запылал в огне пожарищ. Рушились дома, гибли люди. 7 июля Воронеж стал линией фронта. Вся страна тогда спешила на помощь нашему городу. Дивизии на защиту Воронежа прибывали со всех концов Союза. Воины более сорока национальностей великого государства участвовали в боях за Воронежград. Семь месяцев стояли они здесь насмерть, но не пропустили врага дальше на восток. Знаю, как много защитников нашего города навсегда остались на воронежской земле. Они погибли как герои, которых до сих пор оплакивают их родные и близкие в Москве и Киеве, в Кемерово и Днепропетровске, в Вологде и Сухуми, в Оренбурге и Самарканде.

Прошло 60 лет после сражения за наш город. Давно восстановлен Воронеж. В мире многое изменилось. Нет великой державы – СССР.

Сегодня о боях в городе нам напоминают братские могилы – печальные вехи минувшей войны. В Воронеже их 46.

Наше отношение к содержанию и уходу за памятниками воинской славы должно быть более бережным. В городе до сих пор нет смотрителей-дворников по уходу за братскими могилами. Многие предприятия самоустранились от шефства над воинскими захоронениями. Райвоенкоматы слабо контролируют содержание братских могил, а некоторые работники райвоенкоматов вообще забыли о солдатских захоронениях.

Больно видеть порой неухоженные, заснеженные и даже забытые братские захоронения. Сердце сжимается до боли, когда узнаешь, а потом видишь солдатские могилы, подвергшиеся вандализму.

Многократно был нарушен покой павших воинов «охотниками за металлом» на братской могиле в парке Юннатов. Много раз подвергалась разрушению символика на могиле Неизвестного Солдата на площади Победы. Было подобное на Чижовском плацдарме и в других местах.

Но в то, что произошло на братской могиле №18 в парке агроуниверситета, верится с трудом. Все мраморные мемориальные доски с именами погибших воинов расколоты вандалами на куски, поврежден постамент памятника.

29 октября с начальником отдела культуры администрации Центрального района Юрием Малофеевым, ветераном войны Павлом Арчаковым увидели это варварство. Сдерживая слезы, собрали разбросанные венки, прикрыли постамент. От сотрудников университета узнали, что вечером этого же дня венки и кусочки мемориальных досок вновь были разбросаны. Такое повторялось несколько дней. Ясно, что совершили этот вандализм не охотники за металлом, ибо две металлические мемориальные доски они не унесли, а просто вырвали и сбросили. Лежавшая на постаменте памятника Библия была затоптана, а затем разорвана.

Возникают вопросы: «Кто осмелился повторно убить павших защитников города, надругаться над памятью о них, какой злой умысел руководил вандалами? Чья грязная рука сотворила зло, кто нарушил вечный покой похороненных героев?» Ведь эта могила – яркий пример истинной дружбы наших народов военной поры. Все они плечом к плечу защищали Родину. В могиле похоронены русские, украинцы, грузины, абхазцы, армяне, евреи, узбеки, воины других национальностей. Тогда все они были единым целым.

Родственники павших много рассказывали мне о том, какими замечательными парнями были эти воины. Они хотели жить, но когда потребовалось, отдали свои жизни за то, чтобы жили мы, чтобы жили и те, кто совершил зло.

Надо подчеркнуть, что на мемориальных досках 18-й могилы не просто мертвые буквы. Это имена тех, кого и сегодня любят и помнят их родные и близкие, их земляки.

Младший лейтенант Виктор Пашугин из Казани погиб накануне 1943 года. Его мать Маргарита Васильева, кандидат биологических наук, всю свою жизнь посылала деньги на цветы на могилу сына, умирая, поручила это родственнице. Переводы в Воронеж приходят до сих пор.

Рядовой Себи Бабалашвили погиб в июле 43-го в самое тяжелое для Воронежа время. Его сын Иосиф Бабалашвили, ныне проживающий в Израиле, летом этого года прислал деньги на цветы. Гвоздики легли и на могилу его отца.

Младший лейтенант Григорий Головко из города Желтые Воды Украины погиб в июле 1942-го. Десятки писем прислали в Воронеж вдова офицера, их дети. Они всегда помнят близкого и родного им воина.

Лейтенант Арустан Ардзинба, бывший видный работник Наркомата просвещения Абхазской АССР, родственник нынешнего президента Абзавии В.Ардзинбы, погиб в январе 1943 года. Много раз на его могилу приезжали сестра, сыновья, племянник. Они, по абхазскому обычаю, по двое суток жгли свечи на могиле.

Лейтенант Иван Свирин из Москвы погиб в августе 1942 года, письма в Воронеж присылала его сестра.

На могилу Арчила Матиашвили много раз приезжали его жена, дочь, внуки, другие родственники. И сейчас передают весточки из Грузии, просят поклониться памяти воина.

В Воронеж совсем недавно прислали газету из Абхазии, они помнят своих земляков, похороненных в СХИ% сержанта Григория Коркия, рядового Валико Аршбу и других воинов.

Похоронен в братской могиле-18 воронежец из Рождественской Хавы Иван Быковский.

Из Гудауты приезжала на могилу Аведиса Янукяна семья Янукянов из одиннадцати человек.

Радует, что и воронежцы не забывают своих погибших защитников, приносят на могилы добротные венки, живые цветы.

Сейчас администрация Центрального района принимает срочные меры, чтобы изготовить новые мемориальные доски с именами погибших воинов на могилу-18, привести воинское захоронениев порядок.

Но тревожит то, что вандализм по отношению к захоронениям продолжается.

В начале ноября акт злодейства совершен на Коминтерновском кладбище, в основном – на аллее Славы кладбища, где захоронены почетные граждане города, Герои Советского Союза.

18 ноября разбита дополнительная мемориальная доска с именами двух погибших воинов на братской могиле в городском парке культуры и отдыха. Похоже, кто-то злонамеренно и планово проводит осквернение памятников воинской славы, чувствуя свою безнаказанность и бессилие властей.

Обидно, что за много лет никто из осквернивших память о погибших воинах, не найден и не расплатился за свои преступления.

Наверное, в ноябре милиции достаточно было бы понаблюдать несколько часов за могилой-18 из подъезда рядом стоящего дома и поймать вандалов. Но этого сделано не было.

Нормальным людям не понять, как можно издеваться над памятью о погибших и умерших. Почему нельзя гарантировать мертвым покой? Трудно поверить, что такое творится в родном Отечестве.

Длительная антипатриотическая пропаганда, ранее проводимая во многих средствах массовой информации, клевета на наших полководцев, на все наше прошлое, неуважительное отношение к старшему поколению покалечили души многих молодых людей.

Сказывается и то, что по России раскинута паутина сект, в которую попадают не занятые делом подростки.

Но нам нет оправдания за пренебрежение к памяти о павших героях. Народная мудрость гласит: «Пока жива память – живет народ, живет нация». Задумаемся над этим…

Евгений Владимиров ,
"Воронежская неделя",
№49, 03.12.03

Источник:
"КОММУНА"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить