Современная скульптура: шок и трепет зрителей

Сегодня художники стремятся как можно сильнее шокировать зрителя, нежели привлечь его своим мастерством. Таким образом творческие люди пытаются найти хоть какой-то выход из тупика, в который зашло современное искусство. О причинах этой ситуации в эксклюзивном интервью для "Правды.Ру" рассуждает известный скульптор, академик Иван Казанский.

Несмотря на обилие фестивалей, персональных и комплексных выставок, современное искусство по-прежнему находится в поиске выхода из тупика. Даже подготовленному зрителю непросто понять, что же происходит с живописью, скульптурой и другими направлениями творчества. Почему же художники стремятся как можно сильнее шокировать зрителя, а не привлечь его иными, менее радикальными способами?

Об актуальных проблемах современного изобразительного искусства читателям "Правды.Ру" рассказал Президент Российской Недели Искусств, академик и член президиума Российской Академии Художеств, председатель Объединения Московских Скульпторов, Член Союза художников России, Член Союза художников Москвы, Лауреат Золотой медали "За особенное искусство и познание художеств" Иван Павлович Казанский.

-В чем представители современного изобразительного искусства видят свою задачу?

-Самая главная задача любого художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие и рассказать об этом остальным, чтобы и они это заметили. Если художник смог такое совершить, это и есть состоявшийся факт искусства. Я всегда оцениваю произведение искусства с данной позиции, а когда преподавал в вузе, тоже уделял этому внимание. Но, с другой стороны, в изобразительном искусстве очень опасен профессионализм. Не с точки зрения обращения с кистью, работы с палитрой, с краской — здесь надо быть специалистом: уметь натянуть холст, знать, как он правильно должен быть загрунтован. И неважно, сам ты это делаешь или готовый выбираешь.

Но когда художник начинает создавать произведение, он должен быть не профессионалом, а просто человеком, который взял на себя смелость рассказать что-то новое. Это ведь тоже своего рода литература. Но изобразительное искусство замечательно тем, что не требует переводчиков.

Читайте также: Картины, которые можно смотреть и слушать

Фото: AP

Литературу (особенно поэзию) попробуй пересказать — все получится не так. А изобразительное искусство дает чудесную возможность обходиться без толмачей. Но, в то же время, это огромная ответственность, потому что очень легко идти по давно пройденному пути. Хотя, можно добиться удачи и там, где уже многие что-то совершили. Здесь же так все зыбко — новатор замахнется на нечто необыкновенное, но выйдет пшик... А какой-нибудь художник, напротив, возьмет традиционную тему и технику, но что-то там такое сделает, что всех удивит.

-А в чем сложность ситуации именно со скульпутрой?

-Я всегда смеюсь и так немножко издеваюсь над своими собратьями по изобразительному искусству — живописцами, графиками и другими. Говорю: вообще-то вы все должны перед нами, скульпторами, замирать. Потому что историю стран и историю искусства (особенно древнюю) изучают, в основном, по скульптуре. Потому что именно скульптуры лучше всего сохраняются — бронзовые, каменные и так далее. Ну, мозаики еще. Самый древний вид искусства, который до нас доходит, это росписи на стенах пещер и скульптура. Но пещерной росписи очень мало, а скульптур — много. Это и Греция, и Ассирия, и Египет. И Мексика, и Китай, и Рим, все долго перечислять.

Но скульптура — это страшно сложная вещь. В искусстве существует одна очень большая проблема. Она побочная, но, тем не менее, невероятно серьезная. Это — способность зрителя увидеть искусство. Для этого человек должен быть очень развитым. Я много говорил и всегда говорю, что огромная беда XX века произошла тогда, когда образование пошло в сторону технократии. Такой уклон очень опасен. Ведь что такое образование? Это, прежде всего, воспитание способности к развитию. И конечно, именно гуманитарная составляющая и должна быть основой образования.

Это литература, музыка, изобразительное искусство, исторические знания. Нет, техническая часть тоже обязательно должна быть. Мне вот когда студенты говорили: "а, мне физика и математика не нужны", я им отвечал — ничего подобного. Это ведь кругозор, это способность реагировать... Но когда упор идет на технократическое образование, у людей отрезается самое главное — эмоциональная часть личности. Когда мне говорят — "без эмоций", я отвечаю — да вы с ума сошли?! Человек рожден для эмоций, он живет эмоциями. Разум нужен ему для осознания эмоций, для управления ими, для следующего развития. Дело в том, что эмоции тоже требуют развития. Это очень важно!

Ведь способность видеть изобразительное искусство — тяжелый труд, а скульптуру — тем более. Скульптуру, как правило, не видят. Она очень сложна для восприятия, потому что она круглая, и она должна быть со всех точек интересна зрителю. Картина, вот она — висит "лицом" к зрителю, она вся перед ним. А скульптура, это не так просто. Иногда бывает, работаешь над вещью, делаешь, а потом повернешь ее другим боком и поражаешься — боже, какой ужас! С этой стороны хорошо, с другой — ужасно. И потом, скульптура, это сложнейший язык. Это ритм, это формирование объема, это взаимодействие масс — тяжело, легко, это контур, это вообще очень большое количество различных составляющих. Из-за этого ее и трудно видеть.

Фото: AP

-Возможно, поэтому сегодня и у зрителей, и у художников снижен интерес к этому виду искусства? На выставках обычно скульптура всегда очень скупо представлена.

-Работать над ней тоже сложно, но сегодня есть огромное количество технических приспособлений. То, что мы раньше делали за месяц, теперь делают за два дня. Возможностей у скульптуры стало гораздо больше. Но сегодня она находится на втором, и даже третьем плане из-за того, что нет заказов. Почему расцвет скульптуры сегодня невозможен? Представьте себе средневековый город вне храма и вне скульптуры. Это невозможно представить. Любой храм - это огромное количество скульптуры. Возьмите любой готический собор — это просто одна огромная цельная скульптура.

Да не только готика — возьмите древнерусские соборы, они вылеплены как игрушки, там очень много от скульптуры. Владимирские, суздальские храмы — это архитектура, и, в то же время, это произведение скульптурного искусства. А сегодня нет заказов. Если заказывают, то ерунду, а не скульптуру. Да и живопись тоже не в лучшем положении.

Читайте также: Удаление рёбер — это… бодиарт

Сегодня допустимо, чтобы заказали портрет, а он вышел без сходства. А это ведь абсурд! Портрет должен быть похож не обязательно фотографически, но по сути - обязательно. Портрет художественный, он всегда выше фотографии по одной простой причине — он более многообразен по состоянию. Фотография ловит определенный момент, а на любом художественном портрете человек как бы существует во времени. Посмотрите на портреты Веласкеса: хотя мы никогда этих людей не видели, а уверены, что такими они и были. Потому что эта внутренняя подлинность всегда есть на хорошем портрете. А сейчас востребованы портреты очень такие красивые, фотографически похожие, но в которых нет главного — жизни.

-Современное искусство стало более агрессивным. Это — отзыв на время или просто наиболее легкий способ "достучаться" до зрителя?

-Да, действительно, современное искусство идет в эту сторону. Возьмем, например, клубную музыку. Она не просто громкая. Она оглушает так, что пол дрожит. Еще одна беда современного человека — из-за того, что у него немного притуплены чувственные рецепторы, ему нужно все усиленное: громкий звук, скандал... И от искусства ему требуется нечто такое, что повергает в шок. А ведь мы, люди, должны быть более тонкими существами. Это очень важно.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
У Киева есть секретный план по Азовскому морю. Удар будет неотразимым?
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20