Княгиня Трубецкая: подвиг любви бескорыстной

21 ноября 1800 года родилась княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая (урожденная графиня Лаваль), которая первой из жен декабристов добилась от царя разрешения выехать к сосланному мужу в Сибирь. С князем Сергеем Петровичем Трубецким она встретится в Благодатском руднике только 10 февраля 1827 года, хотя прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. В 1872 году вышла первая часть поэмы поэта Н. Некрасова "Русские женщины", посвященная замечательной русской женщине княгине Трубецкой.

В отношении декабристов маятник общественного мнения качнулся в противоположную сторону. Из борцов с деспотизмом самодержавия они превратились в неудачливых цареубийц. "Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России", — уже тогда сказал о тех, с кем был лично знаком, признанный классик русской литературы, композитор и дипломат Александр Грибоедов. Мнение хотя и частное, но отражающее реалии тогдашней российской действительности. Грибоедов не мог иначе относиться к сторонникам государственного переворота. Однако у некоторых из заговорщиков, вышедших на Сенатскую площадь, оказалась одна сильная сторона. У этих политических лузеров были замечательные жены.

Достаточно стянуть с мослов истории политическую резинку, как сразу же предстанет ея истинная сущность. Благодаря подвигу русских женщин и поэзии останутся в памяти народной декабристы. А вовсе не благодаря их роли "будильника"!

Читайте также: Как Пушкину врагов наживали

"Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет", — заявляет в поэме Некрасова губернатор, пытаясь отговорить княгиню отправляться к мужу. Некоторые проницательные иностранцы, изучавшие феномен русской культуры, отмечали, что образованные русские люди XIX века искали в тогдашней литературе не развлечения, а откровений. Откровение, или Благая весть, — в этом есть нечто религиозное, но тогдашнее сознание начинало уже портиться новомодными теориями вроде позитивизма и материализма. По большей части русский интеллигент искал услады не у попов, а в "жизненных" примерах. Если быть точным, то в произведениях литературы.

Фото: AP

Наряду с многочисленными, типично мужскими героями, такими как Каин и Дон Жуан Байрона, Вильгельм Мейстер и Фауст Гете, маркиз Поза и Дон Карлос Шиллера, ненавязчиво в мышление российского человека стали проникать женские персонажи. Тут нашлось место и декабристкам Некрасова, и Вере Павловне Чернышевского. Гендерный подход совершили, пусть и мужчины, зато отечественные писатели. На зарубежных героинь спроса у наших барышень не было. Это у любвеобильных французов за падшей Манон Леско, сосланной за проституцию в североамериканские штаты, кидается блестящий кавалер де Грие. В России вслед за политическими арестантами потянулись вереницы преданных жен.

Муза Клио насчитала почти чертову дюжину жен-декабристок. Всего их было числом 19. Остальную часть составляли сестры и матери. "Вы хорошо делаете, что хотите последовать за своим мужем; на вашем месте и я не колебалась бы сделать то же", — сказала Трубецкой императрица Александра Федоровна. Сам император Николай Павлович, выполнив свой бесчеловечный государственный долг, молвил: "Поезжайте, я вспомню о вас". В Сибирь было сослано более 120 человек. Только 11 женщин нашли в себе силы последовать за своими мужьями. Почему? Кажется, это слишком интимный вопрос, чтобы на него могли ответить прыщавый студент или импотент исторических наук.

Екатерина Трубецкая умерла относительно молодой. Ей не исполнилось и 54 лет. Кажется, напрасно сетуют на тяжелые условия ссылки. Тут не только уместно вспомнить расхожее выражение "Кому сколько Бог дал", но и общую статистику продолжительности жизни в позапрошлом веке. Наоборот, на первый взгляд тяжелейшие условия жизни крестьян делали их гораздо менее восприимчивыми к различным лихоманкам, от которых вымирали представители великосветского общества. Кати Лаваль с детства была болезненной. Своих девятерых детей она понесла не сразу. Не через девять месяцев, а только через девять лет у Трубецких в Чите родился первенец — дочь Сашенька. Зачем-то современники еще подмечают: Екатерина была некрасивой, но обаятельной хохотушкой. Холодная красавица скорее возбудит резец скульптора, чем чувства настоящего мужчины.

Не важно, красивая ли это легенда о преданных любви женщинах или реальная история о чувстве долга, — это наше с вами прошлое. Прошлое, которое постоянно повторяется.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить