Российская Арктика нуждается в современном ледокольном флоте

Зачем нам нужен этот дорогой ледокол

Недавно появилась информация о том, что в марте будущего года в Санкт-Петербурге планируется заложить головной ледокол проекта 21180 для ВМФ. И сразу послышались голоса недовольных: "А зачем нам нужен этот ледокол? Это столько денег! Это так дорого!" Однако исторический опыт России показывает, что ледокольный флот не дороже безопасности страны. 

"Техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра "Адмиралтейских верфей", — рассказал ТАСС информированный источник в военно-промышленном комплексе. Предполагается, что суда этой серии будут нести службу в Арктике и на Дальнем Востоке.

По данным разработчиков, ледокол будет иметь современную энергетическую оснастку, винторулевые колонки, электропривод, работающий на новых принципах. Водоизмещение составит 6000 тонн, длина — 84 м, ширина — 20 м, высота борта — 10 м. В автономном плавании судно сможет находиться до 60 суток, максимальная дальность плавания 12 тысяч миль.

Уже сейчас в прессе началась полемика: "А зачем нам нужен этот ледокол?" Дело доходит до утверждений, что сейчас частные иностранные и отечественные компании строят контейнеровозы, танкеры и другие суда "усиленного ледового класса, которые способны обходиться без ледокольной проводки".

Увы, сезон потепления в Арктике 2007-2009 годов, по-видимому, закончился. Мало того, в 2010-2011 годах сложилась необычно тяжелая ледовая обстановка в Финском заливе и Охотском море, что заставило направить туда из Арктики большую часть ледоколов. А зимой 2013-14 года замерзло Азовское море, и более 60 судов попали в ледовый плен, а еще свыше 100 судов из-за льда не могли войти в Керченский канал (не в пролив). Надеюсь, о том, что Азовское море может замерзнуть и в этом году, помнят в военных министерствах ЛНР и ДНР. Так что Севморпути никак не обойтись без ледоколов.

Помимо экономических существуют и важные военно-политические аргументы в пользу строительства военных ледоколов. Так, например, США до сих пор считают остров Врангеля собственной территорией. Правда, в отличие от японцев, они не устраивают шумных представлений — "Верните наши острова!". Тем не менее, де-юре остров Врангеля сенат и госдепартамент считают американским. Соответственно, в Оттаве считают сей остров исконной канадской территорией. В XXI веке претензии США на русский сектор Арктики с наступлением нового века лишь увеличились.

В докладе комиссии США по арктическим исследованиям (органе, занимающимся разработкой стратегических направлений политики США в отношении Арктики) "Арктический океан и изменение климата: сценарий для военного флота США", опубликованном в 2002 году, прямо указывается, что противоречия по поводу Севморпути становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений. "США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы Севморпути являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок; Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами. Скорее всего, это останется спорным политическим вопросом между США и Россией". Кроме того, в докладе прогнозируется, что проблема использования Севморпути станет предметом уже более серьезных разногласий между США и Россией, и даже "конфликтов".

Начиная с 1950-х годов, американские самолеты, в том числе стратегические бомбардировщики с атомными бомбами на борту, постоянно барражировали в Арктике, включая наш сектор. Довольно часто американские разведчики не ограничивались полетами над советскими территориальными водами, а летели дальше над сушей, углубляясь на сотни километров.

Полеты американской военной авиации над российским сектором Арктики продолжаются по сей день.

В августе 1954 года американская атомная подводная лодка "Наутилус" совершила первый поход подо льдами Арктики. А в начале 1960-х годов к боевому патрулированию в Норвежском и Баренцевом морях приступили американские подводные лодки типа "Джордж Вашингтон", оснащенные баллистическими ракетами "Поларис А-1".

К концу века дальность стрельбы советских и американских баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок, резко возросла и фактически стала межконтинентальной. В связи с этим американские подводные лодки с баллистическими ракетами ушли из Арктики в прибрежные воды Атлантики и Тихого океана. А вот российские подводные лодки с баллистическими ракетами по-прежнему патрулируют в Арктике, надеясь укрыться там от надводных кораблей и авиации США и НАТО. В свою очередь, США и Англия постоянно держат в Арктике десятки атомных подводных лодок-"убийц".

Замечу, что холодная война как до 1991 года, так и сейчас на 99,9 процентов скрыта подо льдом от мировой общественности. Так, можно лишь гадать, сколько всяческого натовского барахла, как, например, гидроакустических буев и станций слежения, установлено на льду, подо льдом и на дне российского сектора Арктики.

С целью обеспечения боевой деятельности атомных подводных лодок, а также ведения разведывательной деятельности, невозможной бортовыми средствами подводных лодок, американцы с начала 1960-х годов стали направлять в советский сектор Арктики свои надводные корабли.

Лучше всего для этих целей подходили ледоколы береговой охраны США. Так, в 1962 году ледоколы "Норд Винд" и "Бертон Айленд" провели совместное плавание в Беринговом и Чукотском морях. В 1963 году ледокол "Норд Винд" курсировал в районе от Берингова пролива до мыса Шелагский, а ледокол "Бертон Айленд" попытался пройти Северным морским путем. Проливом Дмитрия Лаптева он прошел в море Лаптевых, откуда попытался пробиться сквозь тяжелые льды и пройти проливом Вилькицкого на запад. Но планы американцев сорвались — недалеко от Таймыра на ледоколе вышел из строя руль, и, чтобы не остаться зимовать в дрейфующих льдах, "Бертон Айленд" срочно повернул назад.

Американские ледоколы и другие суда вели океанографические работы в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Так, в 1965 году ледокол "Норд Винд" прошел Карское море и вошел в пролив Вилькицкого. Тут американцев опять постигла неудача — из-за поломки гребного вала ледокол вернулся в Англию, где встал на ремонт. После ремонта "Норд Винд" сделал вторую попытку прорваться проливом Вилькицкого, но возле мыса Челюскина был остановлен советскими пограничными кораблями.

Тогда американцы решили обогнуть Северную Землю и с севера пройти в море Лаптевых, и опять их ждала неудача. "Норд Винд", обогнув мыс Арктический Северной Земли, встретил паковый многолетний лед и вернулся назад.

Помимо военных ледоколов, в советский сектор Арктики и даже в наши территориальные воды периодически вторгались и боевые корабли других классов. Так, в 1976 году английский фрегат "Бервик" нарушил морскую границу в районе горла Белого моря.

В последнее время США планируют создание в океанах огромных плавучих баз из соединенных двух и более огромных кораблей. В качестве элементов таких баз планируется использовать большие контейнеровозы и выведенные из боевого состава авианосцы, например, "Констеллейшин", "Китти Хоук" и другие.

В качестве малых плавучих баз уже опробованы одиночные суда, в том числе авианосец "Китти Хоук", сухогруз "Крагсайд" (водоизмещением 21 тысяч тонн).

На больших плавучих базах будут базироваться малые и средние десантные суда и летательные аппараты всех классов, включая самые большие военно-транспортные самолеты. Одну из таких баз США планирует разместить в Баренцевом море в непосредственной близости от берегов России.

В российский сектор Арктики лезут не только корабли США и Англии, но и даже малых стран НАТО. Так, с 1966 года в Норвегии последовательно построено три разведывательных судна ледокольного класса с одинаковым названием "Мариятта". Ни одна ракетная стрельба Северного флота не обходилась без присутствия "Машки". Один раз в ходе стрельб береговых установок П-35 "Машка" так долго уворачивалась от вытеснявших ее кораблей, что в конце концов один из тральщиков, уходя обратно, попал под собственную ракету. Хотя П-35 имела лишь инертную боевую часть, на тральщике погибло шесть человек. Вот бы заставить товарищей адмиралов посмотреть в глаза их детям и вдовам и объяснить, как их отцы и мужья погибли, грудью защищая натовских шпионов.

Последняя "Мариятта" создавала серьезные помехи при подъеме подводной лодки "Курск". Эта "Мариятта" была построена в 1995 году. Ее водоизмещение около 8 тысяч тонн, как у крейсера. Фактически это ледокол, снабженный большой вертолетной площадкой. Надстройки "Мариятты" покрыты лесом антенн. Естественно, их назначение, равно как и скрытое под палубой вооружение, совершенно секретно. "Мариятта" базируется в порту Киркенес в нескольких десятках километров от российской границы и до девяти раз в год выходит в Российскую Арктику на месяц и более.

Осенью 2010 года выдан заказ на строительство еще более мощного разведывательного судна ледового класса. Маловероятно, что госдепартамент прямо объявит российский сектор Арктики своей исконной территорией. Для этого есть подконтрольный США "Гринпис".

Эти бравые ребята вроде бы питают добрые намерения к РФ — "Гринпис и миллионы наших сторонников выступают за придание территории вокруг Северного полюса охранного статуса. Эта территория общей площадью примерно 2,8 млн квадратных километров находится за пределами так называемых исключительных экономических зон (ИЭЗ) арктических прибрежных государств, и на сегодня не относится к какой-либо национальной или международной юрисдикции.

Статус международной охраняемой природной территории для Северного полюса не несет каких-либо угроз или экономических потерь для России.

Создание заповедной территории позволит закрыть зону для ядерного оружия и другого военного присутствия, и таким образом предотвратит убийственную для экономики "арктическую" гонку вооружений".

Увы, никто нам не говорит, кто будет нести охрану "охраняемой территории". Гринпис или ВМФ США? Как туда будут добираться "охраняющие корабли"? Через российские воды? Через наш Севморпуть? В Арктике введут закрытую зону для ядерного оружия. Американские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами так и останутся в непроницаемых зонах ПВО и ПЛО у западного и восточного побережья США.

А куда деваться нашим ракетным подлодкам? Еще в 1980-х годах советские лидеры предлагали США на паритетной основе создать безопасную зону патрулирования ракетных подводных лодок. Как американцы уперлись тогда, так и сейчас они против безопасных зон. Пусть Россия выводит свой атомный флот из Арктики и разоружается.

А стоит ли всерьез рассматривать бредовые планы кучки взбесившихся парней и девиц? Увы, стоит. 13 марта 2014 года европарламент принял резолюцию, призывающую к созданию заповедной территории вокруг Северного полюса. Резолюция фактически повторяет требования арктической кампании "Гринпис".

Таким образом, европарламент взял да и оттяпал у России большую часть ее арктического сектора, который де-факто принадлежит нам уже почти 90 лет. Так почему всем странам мира, включая США, Канаду, Японию и Норвегию, нужны мощные военные ледоколы, а России нет?

А во сколько России обойдется строительство серии военных ледоколов? Думаю, не больше, чем амбициозные проекты перестройки Кремля и центра Москвы. Не следует забывать, что Транссибирская магистраль и судоходная компания "Доброфлот" были созданы и контролировались государством. В целом они до 1917 года так и не окупились, но именно благодаря им Дальний Восток и Восточная Сибирь остались в составе Государства Российского.

Читайте также: 

Арктика посадила ученых в "лужу". И ВВС - тоже...

Неизвестная Арктика Верховного правителя

Арктика готовится к генеральной уборке

Россия построит самый большой в мире ледокол

Российские ледоколы Арктику не покинут

Нужен ли России ледокольный флот?

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить