Побережье Баренцева моря очищают от брошенных и затопленных судов

Российская Арктика стонет от мусора

Когда попадаешь сюда, в настоящую Арктику, и смотришь вокруг, так сказать, первым взглядом, сразу же приходишь в восхищение. Но второй взгляд на нее, уже более пристальный, удручает. Российская Арктика до того захламлена, что диву даешься. Сейчас и местные, и региональные, и федеральные власти пытаются найти какие-то выходы из этой ситуации.

Накануне правительство Мурманской области подготовило обращение к федеральным властям с просьбой включить в целевую программу "Ликвидация накопленного ущерба" предложения по очистке побережья Баренцева моря от брошенных и затопленных судов. По расчетам специалистов, в Кольском заливе затоплено около 300 объектов, они загрязняют воду и создают опасность для судоходства. Как эти объекты влияют на экологию 57-километрового залива с высотой прилива до четырех метров?

"Вести.Ру" приводят слова заместителя председателя Мурманского областного комитета по промышленности, экологии и природопользованию Алексея Смирнова: "Не все эти объекты являются безопасными, просто металлическими конструкциями, некоторые наверняка содержат остатки нефтепродуктов и других опасных веществ, которые постепенно, при разрушении поступают в воду. В 2007 и 2008 году проводились работы по определению источников негативного воздействия на водную среду Кольского залива, и результаты работы показали, что в местах нахождения затопленных объектов повышенный фон вредных веществ".

То есть то, что сейчас лежит на дне и по берегам Кольского залива, вполне может представлять опасность и акватории, и населению. Экологи региона бьют тревогу. Самое интересное, что объекты, которые могут вызывать опасность, не интересны ни металлистам-артельщикам, ни организациям, зарабатывающим на продаже лома. Причина проста: их подъем даже с небольшой глубины нерентабелен.

Читайте также: Арктике устроят генеральную уборку

Помнится, в 90-х годах прошлого века довелось автору этих строк проехаться на автобусе от Мурманска до заполярного гарнизона Гаджиево. Несколько часов автобус идет вдоль берегов Кольского залива. И все это время стояла перед глазами жуткая картина. Тогда это был… не знаю, как и выразиться-то… сплошной берег погибших кораблей. Остовы сотен гражданских судов, останки боевых единиц флота, бочки, какие-то ржавые конструкции…

Потом появились ушлые ребятишки, большое количество брошенных объектов в береговой полосе Кольского залива было ликвидировано. В первую очередь то, что было легко доступно. С выброшенных на берег кораблей и судов был снят сначала цветной металл, а впоследствии распилен и черный. Кто от этого обогатился — сейчас уже не раскопать.

Но, так или иначе, в свое время немало вторичного металла поступило на металлургические фабрики Европы как раз из Мурманской области. Насколько можно понять, местные власти не особо противились деятельности "металлистов". Потому что они хотя бы местность от ржавого "мусора" зачищали. Сейчас сами берега Кольского залива гораздо почище, чем, скажем, полтора десятка лет назад.

Но что делать с мусором, который лежит на дне залива? Никакой "металлист" за утилизацию такого "счастья", конечно, не возьмется — неэффективно, прибыли не принесет! То, что лежит на дне акватории, требует, как правило, больших финансовых затрат.

На генеральную уборку Кольского залива подрядить частных инвесторов нереально. Ну, разве что пустить слух, что трюмы какого-нибудь затонувшего в Кольском заливе судна набиты золотом и бриллиантами! Хотя вряд ли кто на такое сегодня поддастся… Любые искатели кладов сначала изучают документы, а потом уже хватаются за акваланг. Так вот, ничего такого ценного, золото-бриллиантового на дне Кольского заливаподокументамнет.

В общем, накопившийся в Кольском заливе металлолом ни сулит ни денег, ни сенсационных исторических находок — одни проблемы. Как сообщают "Вести.Ру", история вопроса восходит к 1997 году - еще тогда областной администрацией было принято постановление о разработке программы по очистке Кольского берега. Только вот заняться "глубинной" уборкой всерьез не позволяет законодательство.

Полномочия по Кольскому заливу относятся к федеральному уровню, поэтому регион не может использовать свои средства на проведение таких работ. Так что обращение областного правительства с просьбой включить очистку Кольского залива в федеральную программу "Ликвидация накопленного ущерба", дает, наконец, шанс продвинуться к решению этой проблемы.

Читайте также: Кто устроил озоновую дыру над Арктикой?

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат технических наук, океанолог, известный исследователь проблем Арктики Николай Ефремович Карташов:

"Увы, первое, на что обращают люди, впервые попавшие на Крайний Север — это на бескрайние горы технического мусора и россыпи ржавых бочек до горизонта. Подчас взлетные полосы в дальней Арктике - это прежде всего гигантские свалки. Еще со времен СССР любые попытки индустриализации полярных территорий сопровождались чудовищным загрязнением территории. Это проблемы не только Кольского залива или берега Баренцева моря, это проблемы вообще всей без исключения российской Арктики!

Помнится, несколько лет подряд, уже перед самым развалом СССР, мне довелось работать на далеком острове Врангеля. Уникальная природа, редчайшие животные. Ныне сохранность природных комплексов острова обеспечивается отсутствием населения, а также географической изоляцией. Однако до организации государственного природного заповедника государство пыталось освоить территорию разными методами: была создана фактория, отделение оленеводческого совхоза, вспомогательный военный аэродром и даже база ПВО.

Ежегодно на остров завозились тонны горюче-смазочных материалов, значительное количество которого проливалось на землю и в прибрежную акваторию. Поступала зачем-то тяжелая техника, тонны оборудования для работы, бытовое и продовольственное обеспечение жителей поселка с населением в 200 человек. Ничего, кроме личного имущества отъезжающих на материк, с острова не вывозились — все отходы, бытовой мусор и пришедшая в негодность техника остались на свалках на острове. Тот же остров Врангеля не исключение, а всего лишь конкретный пример освоения нашего Севера.

Читайте также: Замусоренная Россия. Кто виноват?

Местами пустые бочки все-таки частично вывозились на металлолом - ведь все равно корабли, доставляющие на север грузы, идут обратно порожняком. Но даже вывоз металлолома в таком случае очень убыточен: для выхода хотя бы в ноль, те же бочки изначально должны прессоваться на берегу, а прессов там, как правило, нет. В общем, проблем масса. И их решение возможно только на федеральном уровне.

Кстати, помимо бочек и промышленного мусора, российская Арктика загрязнена и предметами поопаснее: вдоль всего Северного морского пути в заброшенном состоянии находятся сотни радиоактивных источников питания, так называемых РИТЭГов, используемых в советские времена для питания навигационного оборудования, в первую очередь маяков. В качестве топлива в них используется стронций-90, смертельно опасный изотоп, сохраняющий опасность около тысячи лет. И это беда не только, скажем, Кольского полуострова или острова Врангеля — это беда всей Арктики!".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить