"Вагончик тронулся": об Ахеджаковой и серии "Автограф века" - Новости литературы

"Вагончик тронулся": об Ахеджаковой и серии "Автограф века"

О чем рассказывает серия книг "Автограф века"? И как это — брать интервью у самых известных, знаковых людей современности? Какие они в реальной близи, а не на глянцевых обложках и больших экранах? Об этом в авторской программе Инны Новиковой "Клуб главного редактора" рассказал журналист, издатель серии книг "Автограф века" Юрий Панков.

Читайте также:

Автограф века — не для Горбачева

— О чем были интервью? Это были одни и те же жизненно важные вопросы, заданные разным людям? Либо к каждому человеку вы шли с разными вопросами, со своим разговором по близкой ему теме?

— Постольку-поскольку вся эта история продолжается уже с 2001 года, то все очень по разному. По большому счету, уже и с выхода первой книги прошло 12 лет, конечно, очень многое изменилось. Изменилось, в том числе и в нас — тех, кто берет интервью. В 2001 или 2005 году мы задавали одни вопросы, потому что нас как журналистов, как нормальных людей, интересовали одни актуальные тогда темы, и хотя бы потому, что нам не было еще сорока лет.

Сейчас, когда мне уже перевалило за полтинник, я начинаю интересоваться какими-то другими вещами в принципе. К примеру, когда я встречался с Борисом Ефимовым в 2005 году, которому на тот момент было уже 105 лет, мне страшно хотелось вырвать из него последние воспоминания про Ленина и Троцкого, которых он своими собственными глазами видел в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом годах.

Его воспоминания про то, что он лично нес за Троцким на вокзале чемодан, когда тот уезжал в эмиграцию в Алма-Ату, безусловно, ценные, и, наверное, на тот момент такие вопросы задавать было нужно. Но сегодня, видимо, я бы уже не про это стал спрашивать. Просто все уже изменилось. Но вот на тот момент мне хотелось выяснять такие вещи.

Скажем, когда работали над второй книгой, когда нам было уже за сорок лет, нас уже интересовали какие-то вопросы жизни и смерти. С известным художником Борисом Жутовским, например, признаюсь, меня пробило на такие вопросы, которые, наверное, я бы никогда не задал какому-то близкому человеку, которого люблю, за которого переживаю.

А его я спрашивал в прямом смысле слова о жизни и смерти. Это такой человек, что он сам разрешил задавать ему такие вопросы, и это было возможно, потому что так складывались наши отношения. На тот момент ему исполнилось уже 80 лет. А вопросы были, например, следующие. "Когда вы в первый раз задумались о смерти?" "Что значит ощущение старости и того, что скоро умрешь?"

Мы же не можем задать этот вопрос, рассчитывая на честный, искренний ответ, какому-то близкому человеку, а вообще-то этот вопрос очень важен. Наверное, в церкви, может быть, священнику можно такой вопрос задать. Но я не уверен, что священник мне не ответит на это какой-нибудь стандартной формулой…

— Например, что смерти нет?

— Да, что самая главная жизнь после смерти только начинается. А сейчас я вижу уже, что в книге, которая у нас недавно вышла, и следующей, которая делается и выйдет через пять лет, мы уже начинаем подчас даже учить жизни великих.

Видимо, потому что все-таки накопилось уже что-то в моей жизни и жизни моего коллеги, с которым мы вместе берем интервью, что позволяет делать выводы о том, что товарищ неправ. Например, с замечательным журналистом Андреем Васяниным мы брали интервью у Лии Ахеджаковой.

— Когда это было?

— Это была завершающая беседа. Я в течение нескольких лет с ней встречался. А последний решающий удар, "штурм Зееловских высот", был у нас в прошлом году. И конечно, время не стоит на месте, и Лия Меджидовна говорила потрясающие вещи. "Эхо Москвы" отдыхает. То есть она разносила в пух и прах Эльдара Рязанова, говорила, что ей досталось какое-то совершенно убогое место в советском кинематографе…

Ей давали роли дебилок и вообще каких-то неприличных героинь. Мы с Васяниным недоумевали: как так? Вообще-то, честно говоря, Эльдар Рязанов с большой симпатией к ней относился, давал роли замечательных, очень необычных, очаровательных и запоминающихся секретарш, подружек… Она говорила: "Нет, что это вообще за люди, такие образы создавать?!… Это значит показывать каких-то неполноценных личностей. И мне это выпало в кинематографе".

— Вы начали спорить?

— Ну, мы позволили себе чуть-чуть с ней не согласиться, поскольку, помимо нее, в фильмах еще кое-какие актеры есть, и тем более — ее роли далеко не главные. Но тем не менее, именно этими ролями, хочешь — не хочешь, она запомнилась. И эти роли были написаны и сыграны здорово, иначе мы бы их и не вспоминали.

Мы же понимаем, что бывает много всяких случайных сцен, случайных артистов. Но вот эти образы были сыграны здорово. Понятное дело, что она до этого играла, к примеру, в Театре юного зрителя. В 16 лет у нее была коронная роль — третий петух во втором составе какого-то детского спектакля. Еще — травести, она играла какого-то мальчика-пионера.

Но вот это почему-то мы не можем вспомнить. В кинематографе она состоялась именно этими секретаршами, подружками непосредственными… Верочка и "Вагончик тронется"… Ну, вагончик тронулся, как говорится. Поэтому не всегда хочется соглашаться, как говорится, каким бы почтенным и седовласым не был бы наш собеседник.

Продолжение следует...

Читайте продожение:

Кухня книжной серии "Автограф века"

Беседы длиною в век: кто на очереди в "Автограф века"? 

Читайте также:

Лия Ахеджакова: "Славы у меня нет"

Лия Ахеджакова: Я из-за провокаторов могу невыездной стать!

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Редактор Юрий Кондратьев
*