Россия ждет лучших неменеджеров

Помните, в советские времена были страшно популярные конкурсы - "Лучший по профессии", "Лучший токарь-повар-столяр", "А ну-ка, парни!" и, конечно, "А ну-ка, девушки!"? Сегодня соревнуются по другим показателям. Вдохновляющие новости с Урала: там "социалистические" профессиональные конкурсы заколосились, так сказать, на новой капиталистической ниве.

Надо ли повышать престиж самых простых - не менеджерских, не юристских и не чиновничьих - профессий? Кто-то в ответ на этот вопрос "по-капиталистически" рассмеется, кто-то - "по-социалистически" утрет ностальгическую слезу...

Едва "Правда.Ру" сообщила об интересном мероприятии - конкурсе водителей мусоровозов в Екатеринбурге, как тут же пришло известие о том, что в столице Урала стартовал конкурс экипажей трамваев и троллейбусов.

Как сообщают местные СМИ, конкурс организован для определения лучшей транспортной бригады с точки зрения обслуживания пассажиров. Пройдет он до 20 ноября. За главный приз будут бороться аж 107 трамвайно-троллейбусных экипажей.

Работу конкурсантов проверит специальная комиссия в ходе контрольных поездок. Важная роль отведена пассажирам. О том, что экипаж борется за звание лучшего, можно узнать из специальной листовки, размещенной на перегородке между салоном и кабиной водителя. Пассажиры могут оставить свой отзыв о качестве обслуживания во время поездки. Фото лучших в профессии будут опубликованы в местной прессе. Надо думать, молодежь после такого крутого пиара не побрезгует работой водителя.

Ух! Захватывает дух! Честно говоря, в новой России такое встретишь не часто. Доцент кафедры социологии Севмашвтуза (город Северодвинск Архангельской области), кандидат социологических наук Сергей Орлов предоставил "Правде.Ру" данные любопытных социологических исследований, проводившихся в девяностые и "нулевые" годы. Они заставляют задуматься. Исследовались профессиональные предпочтения выпускников средней школы. (Для большей ясности и простоты цифры приводить не будем,  перечислим лишь популярные в то время специальности.)

Итак, среди молодежи Северо-Запада в середине девяностых наиболее популярными были такие профессии (по нисходящей): "юрист", "рэкетир", "экономист", "менеджер крупной фирмы", "руководитель криминальной структуры" (так значилось тогда в опроснике), "директор малого предприятия", "продавец промышленных товаров", "музыкант (актер, журналист)". В списке значились и другие профессии: "инженер", "учитель", "врач", "рабочий", "крестьянин". Однако больше одной-двух "галочек" они не собирали.

Читайте также: "Конкурс вакансий" со стрельбой и мордобоем

Фото: AP

Через десять лет рейтинги профессий распределились уже по-другому. Лидировали "экономисты", "юристы", "работники органов государственного (муниципального) управления" и "менеджеры" (местами все-таки категории поменялись). Затем шли "журналист" ("актер", "музыкант" и так далее - в общем, творческие профессии). Но далее - обратите внимание! - шли "врач", "инженер", "рабочий," "фермер" и "работник сферы образования"! "Учитель" и "воспитатель", конечно, как всегда, «вне конкуренции», проще говоря, ниже плинтуса. Но никаких профессий, связанных с криминалом, проституцией и так далее молодежь для себя уже не выбирала. Интересно будет узнать данные самых последних опросов на эту тему. Социологи обещали помочь. Опубликуем сразу же!

Однако кое-какие выводы можно сделать уже сейчас. Уральская инициатива, направленная на повышение статуса рабочих профессий, - это прекрасно. Возможно, реанимация социалистического воспитания и пропагандистского опыта, - ну не все же в СССР было плохо!, - действительно поднимет престиж «неменеджеров» и «неюристов». Вспоминаются слова легендарного советского корабела, ныне покойного главного инженера ведущей российской оборонной верфи "Севмаш" (Северодвинск Архангельской области) Федора Шушарина (мы беседовали с ним в конце девяностых): "Да у нас столько экономики нет, сколько нынче университеты экономистов готовят!". Прав был Федор Николаевич, ох, как прав! По-моему, лучше о состоянии профессиональной подготовки в России еще никто не сказал!

Его мнение в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" поддержал мэр Северодвинска Михаил Гмырин, выходец из производственно-профсоюзных заводских структур:

"В последние годы число выпускников вузов по гуманитарным специальностям превышает число выпускников-инженеров. Хотя именно специалисты промышленного производства сейчас наиболее востребованы. Скажем, среди тех же финансистов, экономистов и юристов наблюдается (во всяком случае, за пределами Москвы и Московской области) своеобразный кризис перепроизводства - их становится слишком много. В Северодвинске, крупном промышленном центре Северо-Запада, мы пытаемся найти золотую середину. В России безработица пока, - надеюсь, что только пока, - еще есть, а на крупных промышленных предприятиях наблюдается дефицит квалифицированной рабочей силы: не хватает опытных сварщиков, элетромонтажников, сборщиков и многих других - в том числе инженеров промышленного профиля. Из-за демографических и других провалов девяностых и начала "нулевых" директорату крупных производственных мощностей приходится наверстывать упущенное. Так же, как и в уральском Екатеринбурге, мы возрождаем традиции уважения молодежи к "промышленным профессиям". К примеру, в Северодвинске по возможности

Фото: AP
сохранена система среднего профессионального образования. За нее муниципалитет борется вместе с директорами. И вот еще что. В последнее время в крупных промышленных центрах (не только в Северодвинске) понемногу растет число молодых людей, которые пытаются получить второе образование. Вроде бы все понятно: к знаниям тянуться нужно, все пригодится. Но меняется, так сказать, структура второго образования. Гуманитарии, которые не смогли найти себя на очень тесной профессиональной площадке, учатся... на инженеров!".

В общем, тенденция совершенно одинаковая для всех промышленных провинций. Но... исключительно для провинций! Только что полистал в интернете справочники трейдинговых агентств Москвы: не очень много вакансий дворников, уборщиков, мусорщиков (не ошибусь, если скажу, что их в основном занимают многочисленные гастарбайтеры всех оттенков кожи и разреза глаз). Немного вакансий на учительские и медицинские должности. Рабочие места и свободные вакансии в сфере обслуживания, транспорта и связи встречаются, однако юристу в столице найти работу гораздо проще, чем всем остальным! Не верите - сами покопайтесь в справочниках. Думаю, удивитесь. Хотя, возможно, я что-то не так понимаю, изумляясь столичным проблемам из далекой северной тундры. "Замкадье" все-таки не Москва...

И еще о столице. В свете последних "пробочных" инициатив нового мэра Москвы Сергея Собянина уральские конкурсы на звание лучшего водителя выглядят просто дикостью. По мнению экспертов, тихоходный общественный транспорт, трамваи и троллейбусы, порой надолго "запирают" столичные улицы, особенно узкие.

По-видимому, сейчас лоббируется в первую очередь подземка. И, вероятно, "эксперты" не учитывают число пассажиров, которые может вместить надземный электротранспорт. Представьте, что все пассажиры "трамов" и "троллей" поедут на работу на машине (у москвичей такая возможность, согласитесь, есть). Тогда можно смело удалять за ненадобностью все сервисы типа "Яндекс-пробки", потому что само понятие "пробка" просто исчезнет! Москва окончательно встанет, а ее улицы превратятся в одну большую автостоянку...

Но это так, чтобы "закольцевать" текст. Похоже, две вечные проблемы России, - вы сами знаете какие, - интересуют прежде всего отнюдь не чиновников, не юристов и не силовиков. Первыми за них берутся журналисты!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить