К 100-летию подводного флота России: мины Тана-фьорда

Северодвинский (Архангельская область) клуб яхтенных капитанов “Беломорский кормщик” развернул целенаправленную работу по подготовке к ежегодной 32-й Соловецкой регате, посвященной 100-летию подводного флота России.

Поставлена основная цель: доказать нашим читателям, что парусный спорт должен быть одним из основных и профилирующих видов, им занимаются люди, беззаветно любящие море, трудяги и патриоты своего родного края, история которого неразрывно связана с героическим прошлым наших предков, ковавших щит и меч державы на просторах суровых северных морей. Совершивших беспримерные походы в северных ледовых широтах, открывших стратегические ледяные ворота Северного морского пути между Западом и Востоком.

Согласно приказу Главнокомандующего ВМФ от 2000 года “Руководство по подготовке кораблей (судов) к плаванию” подготовка к выходу в море состоит из заблаговременной и непосредственной подготовки. Одним из пунктов каждого из этих этапов является подготовка личного состава. Это достаточно емкое понятие. Готовясь к регате, широкому кругу читателей и яхтсменам немаловажно знать, что за 100 лет существования подводного флота уроженцами Архангельской области внесен огромный вклад в его развитие.

Отдельные организаторы некоторых спортивных соревнований при посвящении их какой-нибудь памятной дате или событию зачастую не идут далее лозунга и после окончания всех мероприятий о главной теме быстро все забывают.

Наш клуб далек от формального подхода к этой весьма важной вехе в истории всего военно-морского флота СССР и России. Задача еще и в том, чтобы со страниц печатной прессы и Интернета читатели как можно больше узнали о подводниках-уроженцах Архангельской области, а на заключительном этапе регаты их имена и подвиги были торжественно закреплены  в святом центре Беломорья -- Соловецком архипелаге. Итак, продолжаем наш поиск.

Установлено, что в годы второй мировой войны наши земляки воевали на подводных лодках различных проектов - на легендарной гвардейской К-22, К-23, К-1,К-2, К-3, Щ-422, Щ-403, М-174, М-172, М-173, М-175, М-176, Б-1(бывшая англ. “Санфиш”), Д-3 , С-55 Северного флота; Щ-408, Щ-317, Щ-301, Щ-324 , П-1 на Балтике.

А в годы “холодной” войны они продолжали служить на атомоходах и “дизелях” ВМФ. Нельзя не вспомнить и о командире ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) К-403 проекта 667А капитане 1 ранга запаса Владимире Дмитриевиче Печурине, проживающем сейчас в Северодвинске. Именно ему выпала сложная, но ответственная миссия -- на РПКСН вскрыть всю систему боевой подготовки маневренных противолодочных сил США и НАТО на Атлантике. Крейсер специально направили через “густонаселенные маневренными силами” районы предполагаемой боевой подготовки ВМС США Северной Атлантики. Только контактов с АПЛ типа “Лос-Анджелес” и “Стерджен” было более сорока, за что В. Печурин был награжден орденом.

Взглянем на карту и откроем лоцию. Залив Тана-фьорд Норвегии в годы второй мировой войны служил для фашистов одним из важных пунктов подхода транспортов снабжения всем необходимым гитлеровской армии. По своим физико-географическим характеристикам залив очень удобен для проникновения и успешных действий наших подлодок. Но информации о нем почему-то очень мало. На подходах его прикрывали минные заграждения, предназначенные прежде всего против советских подлодок, выходящих на позиции для поиска транспортов противника. В целом была организована достаточно надежная противолодочная оборона. В результате в 1942 году в районе Тана-фьорда погибли три наши лодки: К-2, Щ-403 и Д-3 с нашими земляками в составе их экипажей. Расскажем об одной из них.

ПЛ К-2 (заводской №-452) заложена 27 декабря 1936 года на заводе № 194 в Ленинграде. Спущена на воду 29апреля 1938 года.  Вступила в строй 16 декабря 1939 года и 26 мая 1940 года вошла в состав Балтфлота. Затем по Беломоро-Балтийскому каналу была отправлена на Север и 18 июля 1940 года вошла в состав Северного флота. Подводное водоизмещение 2100,7 тонн, автономность до 50 суток. Экипаж -- 66 человек, рабочая глубина погружения -- 80 метров, вооружение составляли две 100/51 мм пушки Б-24-2с и две 45/46-мм пушки 21К. Торпедное вооружение: 6 носовых 53-сантиметровых торпедных аппарата (ТА) и 2- 53-см ТА в надстройке. Запас торпед - 24 шт.

Северяне ласково окрестили эти корабли “Катюшами”. Командовал субмариной коренной архангельский помор 1905 года рождения капитан 3 ранга Василий Прокопьевич Уткин. Пока не найдена его фотография, и очень мы мало знаем о нем, но все еще впереди. Известно, что это был смелый и талантливый командир. Призван на Северный флот Ломоносовским (Первомайским) райвоенкоматом. Боцман, главстаршина Владимир Владимирович Валявкин и электрик, старший краснофлотец Иван Степанович Костин были уроженцами Онеги, командир отделения трюмных машинистов старшина 2 статьи Вячеслав Николаевич Савин и артиллерист краснофлотец Александр Александрович Жидких - из Архангельска, командир отделения рулевых старшина 2 статьи Арсений Васильевич Мамонов - из деревни Шепер Красноборского района. По воспоминания сослуживцев, экипаж в походах всегда действовал энергично и с успехом. К сожалению, пока не удалось узнать тоннаж потопленных транспортов фашистов ПЛ К-2, но яркие эпизоды деятельности лодки уже остались в истории.

Так, 7 сентября 1941 года ПЛ ушла в свой второй поход, на борту находился общий любимец всех подводников капитан 2 ранга Магомед Гаджиев. В море сильно штормило. Управлял вертикальным рулем из боевой рубки А. Мамонов, точно, как по струне, уводя ПЛ к Норвежским берегам за добычей. 12 сентября командир в перископ обнаружил вражеский транспорт, шедший на большом ходу и прижимавшийся ближе к берегу. Дистанция не позволяла выполнить атаку и стрельбу, поэтому по рекомендации Гаджиева командир принял решение всплыть и на максимально возможном ходу сблизиться с целью.

К-2 быстро всплыла и выполнила подскок: инженер-механик Борис Фурманцев и командир трюмных машинист Вячеслав Савин быстро открыли клапаны системы всплытия, продули балласт.

Первым выскочил на мостик командир, за ним артиллерийский расчет, куда входили Иван Голдин, Александр Жидких, Иван Костин. Они немедленно приготовили оба 100-миллиметровых орудия к бою. С 30 кабельтовых подводники начали расстреливать врага. Четвертый залп стал решающим. Транспорт окутали черные клубы дыма, и он пошел на дно. В этот момент со стороны берега показался вражеский самолет. Срочным погружением командир начал маневр уклонения и успешно его завершил. Старшина 2 статьи Савин еще раз показал свое мастерство, когда, умело манипулируя маховиками клапанов системы погружения, в считанные секунды заполнил цистерны забортной водой.

19 сентября “Катюша” заходила в базу. С разрешения командира и одобрения М. Гаджиева решили отсалютовать победу холостым выстрелом из пушки, эхом повторившегося в сопках. Лодка ошвартовалась, командир первым соскочил на пирс и доложил командующему Северным флотом вице-адмиралу А.Г. Головко о результатах похода. Так у подводников-североморцев родилась традиция артиллерийского салюта в честь боевого успеха корабля. Всего их за войну подводники дали более двухсот пятидесяти.

Продолжая выполнять боевую задачу по поиску и уничтожению транспортов, боевых надводных кораблей и подлодок фашистов 26 августа 1942 года К-2 вышла на позицию в район Тана-фьорда . 7 сентября лодке с командного пункта СФ были переданы вызов на связь и передана радиограмма: перейти на новую позицию для прикрытия подходившего вМурманск конвояРQ-18, но К-2 на вызов не ответила. 9 августа на базу Полярное не вернулась. По данным разведки, в это время атак подводных лодок немцами не было. Предположительно, ПЛ попала в минное поле и погибла, подорвавшись на минах.

В Архангельске удалось разыскать младшую сестру Арсения Мамонова (на фото) - Евгению Звереву. С нетерпением ждал встречи с ней: что она мне расскажет о тех днях войны, что переживал ее брат перед походом и в море. Может быть, сохранились его письма из Полярного. И вот я в Архангельске. Евгения Васильевна радушно встречает меня, рядом с ней мурлыкает добродушный огромный серый персидский кот Боня. Достала дорогие для всей семье реликвии: фотографии старшего брата А. Мамонова , несколько конвертов с извещениями и справками. С черно-белых снимков прошлых лет на меня гордо смотрит крепкого телосложения паренек, и видно, что сильного характера.

На ленточке бескозырки читаются слова: “Отряд подплава им. Кирова”. А вот он с приятелем-подводником И.В. Киселевым (фото) , 1939 год. Два будущих подводника, вышколенных и в сверкающих до блеска начищенных ботинках. О стрелки наутюженных брюк-клеш можно порезаться. Вот уж настоящий пример для подражания современным неряшливым одемокраченным матросам с крашеными чубами и “мобилой” в кармане... А вот он в группе со своими одиннадцатью товарищами и командиром взвода, старшим лейтенантом. Все подтянутые, бравые. Мне сразу вспомнились старинные фотографии из архива моего друга, писателя и историка Владимира Верзунова, проживающего в Таллинне.

Когда-то я обратил внимание на таких же крепких бравых парней на снимках с эскадренных броненосцев и крейсеров Российского Императорского броненосного флота перед русско-японской войной, в ладно подогнанных робах и форменках с гордостью во взгляде за свою службу на флоте. Может быть, кто-то из них тоже был родом с Архангельской губернии, ведь поморы всегда были отменными моряками, дело свое хорошо знали. Многие их них вскоре погибли в бою при Цусиме вместе со своими кораблями. А ПЛ К-2 навсегда нашла свой покой в норвежском Тана-фьорде .

Вспоминаю строчки из вахтенного журнала крейсерской яхты “Агиней”, что два года назад совершила дальнее спортивное плавание к берегам Исландии, повторив путь английского мореплавателя Ченслера к Архангельску: “00 ч.00 мин. Курс – 300 град. 5 июля “Агиней” встретил в заливе Тана-фьорд. Левый траверз м. Нордкин. Восточный ветер усилился до 4 баллов. Впервые наслаждаемся бакштагом. С начала похода пройдено 772 мили”. Не предполагал тогда капитан яхты Виктор Кузнецов и его экипаж, что где-то, возможно, очень близко покоятся на грунте К-2 ,Щ-403 и Д-3 с

И героями, нашими земляками, до конца выполнивших свой священный долг. Сторонники мистики приняли бы это как зов из глубины столетий. Я же хочу назвать это словами писателя-мариниста Н.А. Черкашина: “Судеб таинственная вязь…”. Действительно, время привело отважных яхтсменов “Агинея” и наш поиск снова к Тана-фьорду.

Клуб яхтенных капитанов “Беломорский кормщик” от имени всех яхтсменов Архангельской области поздравляет командование Беломорской ВМБ, постоянный и переменный состав подплава в Северодвинске, корабелов города со 100-летием нашего подводного флота. Крепкого здоровья и успехов вам! По-прежнему мы ждем от Вас неизвестных и интересных историй подводной службы, контактный телефон. 8-921-471-14-45. Марафон истории подплава продолжается.

Игорь Кравцов, капитан 1 ранга, командир АПЛ “Казань”, мастер спорта России, капитан яхты “Экспромт” (яхт-клуб “Север”), Северодвинск, специально для “ПРАВДЫ.Ру”

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить