Чем больше музеев, тем правдивее история

Обнулить историческую память не дадут музеи

Что есть история и историческая память? И как их сохранить? Какую роль в этом играют музеи? И почему именно история стала полем сегодняшней битвы идеологий? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.

Современные музеи

— Чем живут сегодня музеи? Как музей может идти в ногу со временем, если его назначение — это хранение исторических артефактов?

— Действительно, главное назначение музея — это хранить наследие страны. Что касается исторических музеев, это историческое наследие страны. Но тем не менее сегодня музеи стремительно меняются. И, безусловно, от коллектива зависит, насколько быстро это будет происходить, потому что очевидно, что музей сегодня должен отвечать потребностям времени.

Хороший музей сегодня — это сплав артефактов, умения их презентовать и современных мультимедийных технологий, которыми тоже, в общем-то, ведь не удивишь. Если вы придете в музей и увидите одни мультимедийные технологии, одни рамки, экраны, направленный звук — это, конечно, очень хорошо, но все-таки человек приходит за какой-то подлинностью.

Поэтому задача музейщиков, тех, кто создает экспозицию, сделать так, чтобы это был некий сплав, чтобы мультимедиа только дополняли артефакты, которые хочется представить в музее.

Например, наш музей сегодня хранит вещи, связанные с концом девятнадцатого века и до настоящего времени. Как представить эпоху двадцатого века? У нас богатейший фонофонд с голосами эпохи — это и Сталин, и Ленин, и Крупская, и Чкалов, и все наши маршалы, и Стаханов, и так далее. И, конечно, мы сейчас работаем над тем, чтобы насытить экспозицию не просто вещами, а еще и голосами, чтобы она звучала. Это совсем другое дело.

Или у нас, например, есть платье Коллонтай. Это известная женщина, посол, вообще легендарная личность. Допустим, человек приходит и смотрит просто платье — это одно. А когда он еще слышит голос этой женщины, видит документальные кадры, как она двигается, говорит — это совсем уже другое восприятие. Плюс, мультимедиа — это еще и возможность познакомить посетителя поглубже с тем, что происходило в ту или иную эпоху.

Дух истории

— А как вы, допустим, в Музее современной истории, решаете открыть какое-то направление? Просто начинаете собирать экспонаты?

— Музейщики всегда собирают. Существуют экспедиции. Например, я всего полтора года руковожу музеем, но тем не менее первое, что я сделала, когда пришла в музей, — отправила экспедицию в Крым.

Потому что на нас вышел один из крымских коллекционеров и сказал, что у него есть очень много артефактов, связанных с современной историей Крыма. И действительно, наши фондовики очень много привезли оттуда.

— А как выглядят "артефакты" из современной истории?

— Это листовки, связанные с выборной тематикой, если мы говорим о современной политической истории, это бюллетени, это какие-то воззвания, это какие-то ленточки агитационные, плакаты и так далее. На самом деле, их очень много.

А если говорить уже о новейшем периоде, я маленький секрет открою, что в новой экспозиции будет часть того самого энергетического провода, который позволил Крыму не зависеть от поставок электроэнергии из Украины. Это увековечивает историю. У нас, например, есть знамя, флаг, который в свое время был сорван с Останкино, когда были знаменитые события в 1993 году.

Понимаете, ведь если память не тренировать, то ты забываешь события, и исторической памяти это тоже касается. Если не тренировать историческую память, она просто обнуляется, и это очень опасно. Мы живем в агрессивной среде извне, и все последние события, даже конкурс "Евровидение", показывают, что элиты абсолютно не считаются на Западе с мнением людей.

Я вам, как музейщик, который очень много ездит по Европе, участвуя в выставочных проектах, могу сказать, что простые люди очень хорошо относятся к России и, к сожалению, сейчас они вступили в противоречие со своими элитами. Поэтому мы должны противостоять агрессии извне. Как противостоять?

Естественно, не назиданием, но неким принуждением к знанию. Мы просто должны это показывать, и человек сам уже сделает выводы. Ты музейщик, ты должен понимать всю меру ответственности за то, что ты показываешь: факты, цифры, вещи. У нас, например, феноменальные есть вещи. Мы помним события в Беслане, и у нас есть вещи, которые тогда присутствовали у заложников.

Естественно, мы это покажем на нашей новой экспозиции, чтобы люди могли понимать, что такое терроризм, что мы одними из первых с ним столкнулись. И поэтому неслучайно то, что мы делаем в Сирии, потому что мы знаем, что это такое. Этот оскал звериный мы почувствовали на себе, наши граждане, дети, которые погибли. Все это мы должны показывать, без всякого назидания — цифры, факты, вещи.

Музеи как образец мягкой силы

—  Скажите, пожалуйста, какую роль играют музеи в тенденции по обмену опытом с другими странами?

— Музеи — это как раз образец мягкой силы. Мы реализовываем выставочные проекты. В частности, на территории Франции, на территории Италии у нас были очень успешные выставочные проекты, связанные с Первой мировой войной, а в августе - в рамках Дней России в Каннах.

Выставка в Швейцарии у нас была, посвященная Первой русской революции. В Китае выставка была, там мы выставляли полотна соцреализма.

Такие выставки сближают, способствуют межнациональному пониманию, познанию загадочной "русской души". По мере возможностей мы будем участвовать во всех международных выставочных проектах. Конечно, сейчас это делать сложней, но, тем не менее, я считаю, что это очень важно, и сегодня актуально, как никогда.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *