"Москва слезам не верит" последние двадцать лет

Беседа с режиссером Владимиром Меньшовым

Режиссера Владимира Меньшова знают по многим фильмам. Это и "Розыгрыш" - фильм о школьной жизни, и "Любовь и голуби" - веселая и поучительная семейная история, и "Ширли-мырли" - комедия-фарс о похищении фантастически крупного алмаза. Но самая знаменитая работа Меньшова - мелодрама "Москва слезам не верит": история трех подруг, приехавших из российской провинции "завоевывать" Москву. В 1981-м году в номинации "Лучший иностранный фильм" эта кинолента была отмечена престижной премией американской киноакадемии "Оскар".

"Через полтора года будет отмечаться 60-летие окончания Второй мировой войны, - говорит Владимир Меньшов. - В России это самый значительный государственный праздник. День Победы - святой день. К этому дню нужно снять новые фильмы. И государство должно поддерживать постановку этих фильмов".

Владимир Меньшов прошел школу режиссуры под руководством выдающегося российского мастера Михаила Ромма. Яркий кинопублицист, Ромм оказал безусловное влияние на одного из самых талантливых своих учеников. Кстати, специально для Меньшова Ромм организовал в 1950-е годы "аспирантуру по режиссуре художественного фильма" в главном киновузе страны - ВГИКе. Творческая позиция Владимира Меньшова - это во многом позиция его учителя, аналитика жизни в кино.

"Я из тех, кто считает, что искусство оказывает влияние на жизнь, - говорит Владимир Меньшов. - Я сам вырос под громадным воздействием искусства, в частности кино и книг. Мне кажется, что, так как мы, режиссеры, черпаем идеи, сюжеты для наших фильмов из действительности, точно так же мы оказываем на эту действительность свое влияние. Артур Миллер когда-то признался, что сильнейшее впечатление на него произвел один известный олигарх, который после представления его пьесы "Смерть коммивояжера" бежал из театра, на ходу давая своим сотрудникам распоряжения о том, чтобы в его системе управления переменили отношение к пожилым людям".

Известность Меньшова за пределами России давняя и связана прежде всего с широким прокатом фильма "Москва слезам не верит" . На рубеже 1970-х - 80-х годов его купили более ста стран, и только в первый год жизни картины на экране ее увидели почти 90 миллионов зрителей. Очень многие писали письма создателям ленты, и эти письма ежедневно привозились на студию в огромных почтовых мешках. Надо сказать, что и по прошествии более 20 лет кинозрители разных стран называют фильм "Москва слезам не верит" одним из лучших за всю историю кино, он и сегодня вызывает большой интерес.

"Я не могу согласиться с тем, что фильм "Москва слезам не верит" - это "сказка о Золушке". Что такого "сказочного" в этой истории? Что героиня стала директором фабрики? Но разве мало подобных судеб? Мы видим десятки примеров вокруг себя, когда человек вырастает из простого рабочего в директора завода. Я знаю массу таких биографий: человек работает на предприятии, совершенствует свои умения и навыки, учится в институте, не оставляя работы, профессионально растет и в конце концов становится главой этого предприятия. Это совсем не история замарашки, которая в один день стала принцессой или, как еще говорят, "проснулась знаменитой".

Владимир Меньшов - глубокий, серьезный и очень требовательный режиссер, он критичен и весьма строг в оценках. " На мой взгляд, за последние 20 лет происходит постепенный уход духовности из кинематографа: из воспитательного средства он все больше превращается в шоу , - говорит Владимир Меньшов. - В жизни молодых ребят кино означает совсем не то, что было во времена моей молодости. Сейчас молодежь приходит в кинозал с поп-корном, чтобы поразвлечься, "потусоваться" в своей компании. Я боюсь, что эта тенденция закрепится, и к тому кинематографу, на котором мы выросли, уже невозможно будет вернуться ".

Кино в сегодняшнем мире - это, конечно, огромная индустрия, нередко подчиняющая художественные интересы коммерческим, считает Владимир Меньшов и подчеркивает, что Россия при этом относится к числу тех стран, где все же сохраняются традиции содержательного, глубокого киноискусства. Именно эти традиции представляют большую привлекательность для молодых кинематографистов разных стран.

Сегодня в России учится 90 тысяч студентов из 160 стран, в том числе будущие мастера кино. По мнению Владимира Меньшова, среди главных "профессиональных качеств" этих завтрашних режиссеров должно быть чувство ответственности, потому что кино, считает он, это "кафедра, с которой художник говорит с миром".

Подготовила О.Бугрова,
Радио "Голос России"


Наша справка:

МЕНЬШОВ Владимир Валентинович (р. 17. 09. 1939), режиссер, сценарист, актер, продюсер.
     Родился в Баку. В 1965 окончил Школу-студию им. В. Немировича-Данченко при МХАТе, в 1970 — аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская М. Ромма). Актер кино (около сорока ролей), сценарист, режиссер.
     Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), Лаурет Гос. премий РСФСР (1976) и СССР (1981). 
     Народный артист России. 
     Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу за 1973 год
     Премия «Оскар» в номинации «Иноязычный фильм» за 1980 год.
https://nasledie.pravda.ru/

Читайте также:
Последнее интервью Леонида Филатова

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить