1 июня - День Северного флота

Именины Северного флота. Свистать всех на камбуз!

1 июня — не только День защиты детей, это еще и День Северного флота. Символично… Северный — это как бы самый "молодой" из всех военных флотов России. Образован 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. 11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот. Основное место базирования — Североморск. "Правда.Ру" сегодня присоединяется к поздравлениям, которые в этот день принимают все моряки-североморцы.

Основу современного Краснознаменного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Сейчас Северный флот — самый мощный из всех военных флотов России. Но есть здесь и еще одна сила, которая порой бывает сильнее торпед и снарядов. Это юмор, убийственный, но добрый.

Автор этих строк 12 лет служил на атомных подлодках Северного флота, закончил службу капитаном 3 ранга, командиром дивизиона живучести электромеханической боевой части АПЛ. С тех пор сохранилось множество воспоминаний, которые вызывают, как минимум, улыбку. Ну что ж, передавая поздравления североморцам, "Правда.Ру" дарит им, так сказать, "литературный" подарок — подводницкие байки.

Туманный борщ

Редкий случай, когда серьезное навигационное происшествие предотвратила не мощная корабельная аппаратура, а человеческий нюх в прямом смысле слова. АПЛ "Андромеда" шла в надводном положении. Вспомогательное судно для измерения физических полей (СФП), обеспечивавшее очередной этап ходовых испытаний лодки, потерялось в тумане, похожем на молоко.

Ни акустики не могут засечь, ни радисты связаться, ни вахтенный офицер (вахцер) ощутить всеми органами чувств. Видимость жуткая — метров сорок-пятьдесят. На мостике чутко напрягали ушные раковины и барабанные перепонки: СФП должно вроде бы подавать противотуманные сигналы. Ни фига не слыхать. А погружаться без установления четкого контакта с СФП не положено, так и "висит" лодка в надводном положении…

Командир, капитан I ранга Валильщиков, известный буйным нравом, зверствует: напрягает и акустиков, и радистов, и вахцеров. Где СФП? Потеряли, балбесы, что теперь начальству в базу докладывать? Еще нюансик: накануне командир вдрызг переругался по радио с гражданской командой СФП. Ну не понимают гражданские подводницких команд — рулят куда попало, меряют не то, докладывают не так. Да и юмор военно-морской их не вдохновляет — подумаешь, на командирское выражение "зелень подкильная" обиделись… Теперь разыскивай обиженных в этом молоке.

Фото: AP

Лодка на малых ходах бороздит полигон Белого моря, периодически издавая тифоном противотуманный рев. Командир спускается с мостика вниз, в центральный пост. И тут вахцер докладывает сверху: "Тащ кап-пера… Тут это… Борщем пахнет!" Вахцер популярно объясняет: к запахам моря и тумана вдруг начал подмешиваться запах какого-то земного варева, напоминающего наваристый флотский борщ.

Взбешенный командир пулей выскакивает на мостик — ишь, шутничок, щас ка-ак… И вдруг в его гневно раздутые ноздри действительно попадает запах самого настоящего борща с дымком, как от костра. Ветерок дует в нос лодки — значит, источник запаха прямо по курсу. В берег, что ли, сейчас врежемся?! Командир дико орет вниз: "Обе турбины стоп!" В ответ из туманного молока явственно доносится лязг, словно ложкой о дно миски скребут. "Обе реверс!!!"

Лодка потихоньку останавливается, боцман Саша Слюсарь на мостике отчаянно трубит тифоном, улюлюкает сиреной и попутно визжит в мегафон диким голосом что-то вроде: "Сгинь, нечистая!" И тут сквозь туман прорисовывается корма потерянного СФП. На корме — полевая кухня (почему-то на судне модно было готовить пищу в обычном сухопутном котле).

Немая сцена: на мостике лодки, раскрыв рты, вылупив глаза и подняв руки вверх, застыли подводники, на корме СФП в таком же состоянии замерли бывалые гражданские морячки. У одного из них "зависла" у самого рта ложка с варевом. Все, сейчас нос лодки "поцелует" задницу СФП. Суденышку от такой "ласки" мало не покажется. Разнесет к чертовой бабушке! Лодка останавливается метрах в пяти от кормы СФП. Первым приходит в себя командир "Андромеды".

Гулким командирским голосом "кап-раз" Валильщиков мрачно изрекает: "Ну что, зелень, наливай своего борща-то. Зажали?" Моряки СФП в восхищении: вот это подводники, вот этоклассуправления кораблем! В вахтенный журнал АПЛ маневр записали как "Отработка по плаванию в сложных условиях". Кстати, борщец был тогда на СФП знатный…

Подводницкая мясорубка

Поставили на камбузе атомного подводницкого парохода мясорубку. Она же миксер, тестомешалка, мойка и еще черт знает что. Даже стрелять, помнится, из агрегата можно было. Фаршем по врагам желудка. Кухонный комбайн размером с настоящую "Ниву" — еле в лодку запихали. Тяжеленный, наверное, чтобы не сперли с корабля. А то бывает…

Передовая наука, поднатужившись, выдала "на гора" это экспериментальное чудо пищеблочной техники исключительно для героев-подводников. В порядке эксперимента. У нас все передовое всегда сначала только для "оборонки" делается. Сработано чудо всей страной — детали делали заводы от Йошкар-Олы до Кзыл-Орды и обратно. С заездом в Урюпинск. Все в единственном экземпляре. Опытный образец.

 

Фото: AP

Заводчане, сдавая предмет "эксплуататору", то есть коку, приложили к чудо-технике здоровенную кипу документации. По весу — как само чудо. Правила эксплуатации, боевые данные, техническое описание. Все на трех языках: русский, украинский и бурятский. После испытаний кухонный комбайн в тамошние обкомы планировалось поставлять. Заводчане при коке запустили машину, проверили, показали, куда совать и откуда брать и ушли: давай, кок, пользуйся. И испытывай заодно.

Кок поскреб тыковку и велел загрузить в приемную дыру мясной мякоти поболе. Урчит машина, качественным фаршем плюется. Нормально все. Но что-то не то. Не может быть, чтобы сразу вот так — и нормально, без приключений. Не по нашему. На следующий день загрузили мясо вместе с костями. Урчит, гадина, кости мелет в порошок. А фарш только вкуснее становится. Костная мука, оказывается, добавка классная!

Йошкар-Оле и Кзыл-Орде, наверное, икнулось, когда кок велел в машину мороженую рыбу засунуть. А Урюпинску, надо думать, даже пукнулось. Ни фига, зараза, смолола все подчистую, фрикадельки рыбные великолепные получились в тот день. Ни косточки меленькой, ни плавничинки. Кок устал технику испытывать, отстал от машины: пусть себе живет!

Матросик-кокша был более прогрессивным и изобретательным. В свободное от рубки фарша и тестомешания время допер консервные банки в комбайне перемалывать. А что? Хорошая блестящая пудра получалась бы. Мажешь 88-м клеем соответствующие места в дембельском альбоме, посыпаешь металлической пудрой — и блестит. Это по замыслу. Но машина на дембелей работать отказалась. Сгорело что-то в моторе.

Дошла весть о поломке до помощника командира — тот взбесился: "Да ведь эту машину нам на время дали, только на испытания. Чините, ироды!" Ремонтировали всем экипажем. Стучали по ней, разбирали, ковырялись, даже электросхемы с бурятского на подводницкий перевели. Ни в какую. А на завод скоро возвращаться лодке, и машину сдать надо контрагентам — причем обязательно с профессиональным отзывом. Конкретно: что, мол, оправдала себя на практике в лучшем виде. Проблема…

"Как убили, так и оживили" — это на флоте придумано. Достал помощник из ЗИПа две допотопные ручные мясорубки времен броненосца "Потемкин" и велел коку с кокшами две оставшихся в провизионках тонны мяса смолоть. Хоть с костями, хоть без. Это уж как фантазия подскажет. После первого центнера камбузникам вдруг поумнелось. Снова бросились опытный образец лечить. Машина заработала! Во всяком случае, загудела!

Контрагентам ее сдавал обратно лично помощник. Включил: "Работает!" Выключил: "Не работает!" Заводские согласились. Приняли обратно вместе с машиной отзыв-заключение килограммов на пять — матрос-печатник несколько ночей до прихода в базу перепечатывал вперемежку кулинарные книги с секретными учебниками по устройству ядерного реактора.

Убедительно получилось. Говорят, потом кто-то в Москве диссертацию по этому отзыву защитил. А на берегу машина, вообще-то, так и не заработала. Все на заводских свалили: не умеют технику беречь. Не то, что герои-подводники…

Читайте также статьи по теме:
И снова вспомним флот подводный…
Электрическая "Камасутра" и эпидемия аппендицита
Не стареют кормой ветераны

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить