Жизнь и творчество ученого-мистика Джона Ди

Мистики в реалиях: алхимик Джон Ди

Большую часть своей жизни ученый Джон Ди посвятил алхимии, гаданию и герметической философии. Мистик, он в то же время демонстрировал неплохую практическую сметку — основал Британский музей и многое сделал в сфере точных наук. Но в то же время этот незаурядный талант пал жертвой мошенника и афериста и оказался предтечей движения свингеров.

Знаменитый английский математик, астроном, астролог, географ, мистик и советник королевы Елизаветы II Джон Ди (John Dee) родился 13 июля 1527 года в Лондоне. Уже неплохо для первой половины XVI столетия. Джон был единственным сыном торговца тканями Роланда (Rowland), который к тому же занимал незначительную должность при королевском дворе, и Джоан — дочери некоего Уильяма Уайльда (William Wild). По отцу Джон имел валлийские корни. Фамилия Ди происходит от валлийского слова du — "черный".

С 1535 года Джон учился в Chelmsford Chantry School — школе в Чельмсфорде, графство Эссекс. В ноябре 1542 года поступил в кембриджский St John's College, где в течение трех лет изучал древние языки, арифметику и астрономию. Ди занимался по 18 часов в сутки, что отразилось на его успехах, и одаренный юноша вскоре стал fellow в престижном учебном заведении Кембриджа — колледже Святой Троицы (Trinity College). Это звание что-то вроде действительного члена научного общества, который совмещает педагогическую работу с изысканиями в области каких-либо наук.

Однако в Англии Джон Ди не задержался и уехал на континент, чтобы пополнить свои как научные знания, так и познания основ средневековой традиции, которую на его родине усиленно истребляли. Ди пытался спасти сокровища монастырских библиотек, чем навлек на себя подозрения не только в "чернокнижии", но и в сочувствии к папистскому прошлому. В конце 1540-х и начале 1550-х годов он обучается в университетах Лувена и Брюсселя, а в Париже 23-летний Джон читает лекции о Пифагоре и Эвклиде. А уже на следующий год получит от английского короля пенсию за познания в астрономии.

В Европу Джон Ди отправится в конце 1583 года, одновременно с тем в Англию приедет Джордано Бруно. Однако еще до отъезда Джону Ди посчастливится познакомиться с другим замечательным персонажем Чинквеченто — Джероламо Кардано (Gerolamo Cardano). Того самого, в честь которого назван известный любому автомобилисту карданный вал. В Лондоне собеседники обсуждали свойства драгоценных камней и наблюдали работу perpetuum mobile — "вечного двигателя". Об этой встрече говорится в книге приходского священника и переводчика Томаса Тимме (Thomas Tymme или Timme, умер в 1620 году) под названием "Философский диалог, в котором скрытые тайны природы раскрываются и объясняется причина всяких движений в природе как по характеру, так и по форме. Вместе с хитроумным изобретением искусственного движения".

В ней Тимме сообщает следующее: "В Предисловии, написанном Джоном Ди к "Началам" (Stoicheia) Эвклида, говорится, что он и Иеронимус Кардано видели прибор вечного движения, который был продан за 20 талантов золота и затем подарен императору Карлу V; в этом приборе было одно колесо, находившееся в столь неощутимом движении, что за 70 лет оно совершало только один поворот. А для того, чтобы ржавчина не могла вызвать разрушение, каждая деталь прибора была покрыта двойным слоем прекрасного золота".

Следует сказать, что Кардано под нажимом придворной камарильи вынужден был составить гороскоп короля Эдуарда VI. В нем заезжая итальянская знаменитость предрекала 15-летнему подростку долгую и счастливую жизнь, удачу во всех начинаниях и тяжелую болезнь в возрасте 55 лет 3 месяцев и 17 дней. Однако юный монарх — не так давно тяжело переболевший корью и оспой — почил в бозе в июне 1553 года. А Кардано станет публично оправдываться, отчего и почему он так сильно "ошибся" в своем диагнозе.

Наследница почившего Мария Тюдор доверила составление своего гороскопа не обмишурившемуся макароннику, а своему соотечественнику и приблизила Джона Ди ко двору. И мистик в очередной раз проявил чудеса практицизма, представив своей государыне проект учреждения Национальной библиотеки и даже сделал первоначальный вклад из принадлежавших лично ему трех тысяч книг. До сих благодарные потомки благодарят Джона Ди за то, что он основал Британский музей. Правда, сначала королева-католичка заартачилась.

В 1585 году Джон Ди познакомился в Кракове с герметистом Ганнибалом Россели. "Я получил Духовное Наставление у Доктора Ганнибала, великого прорицателя, который сейчас изложил иные свои комментарии на Pymander Hermetis Trismegisti ("Поймандра" Гермеса Трисмегиста)", — записал Ди в духовном дневнике. А на следующий день: "Я принял Причастие у Бернардинцев, где Доктор преподает". Это собственноручное признание, что подлинная духовная родина Джона Ди коренится в религиозномгерметизме.Обнаруженныйв1842годудневник Джона Ди вдохновил австрийского писателя Густава Майринка на написание его знаменитого романа "Ангел Западного окна" (1927).

Джон Ди, по мнению английской исследовательницы ренессансной культуры Фрэнсис А. Йейетс (1899-1981), "был серьезным и довольно крупным математиком, он очень интересовался и разными областями математики, и ее применением в прикладных гауках ради конкретных результатов. Он и сам был ученым-практиком, изобретателем, занимаясь многими и разными вещами; в том числе он изобрел летающего краба для спектакля в колледже". Это механическое создание предназначалось для студенческой постановки комедии древнегреческого комедиографа Аристофана "Мир".

Когда в 1559 году трон унаследовала Елизавета I, то она назначила свою коронацию на 15 января, поскольку Джон Ди астрологически вычислил эту дату. Волей или неволей, но королева продлила для своих подданных праздничную неделю, наступившую вслед за празднованием Рождества и Нового года. Снова оказавшийся в фаворе при дворе, Джон Ди не смог воспрепятствовать появлению слухов о его роли в качестве секретного агента Елизаветы Английской. Странным казалось то, что к Джону Ди равно благорасположенными были королевы, чьи религиозные взгляды были прямо противоположными.

Несмотря на должность главного астролога Елизаветы, Джон Ди так и добился от нее прочного положения, в котором нуждался для продолжения своих занятий. В 1581 году в жизни Джона Ди произошло знаменательное событие, полностью изменившее его жизнь. Джон Ди знакомится с Эдвардом Келли (Edward Kelley или Kelly), известного также как Эдуард Талбот (Edward Talbot). Многие историки видят в его фигуре типичного шарлатана, а то, что Джон Ди попал под его влияние — латентный гомосексуализм последнего.

21 ноября 1582 года Джона Ди посещает "некий ангел, явившийся под видом ребенка в окне его библиотеки и принесший камень, подобный 'черному хрусталю'". Этот камень до сих пор хранится в Британском музее. Келли описывал видения, внушаемые ему камнем, а Ди добросовестно записывал их. Появившийся ангел Уриэль обязал Ди выплачивать Келли ежегодную пенсию в 50 фунтов. Ангелы научили Ди языку Еноха, на котором Адам говорил до грехопадения. Под диктовку находившегося в трансе Келли, Ди воссоздает Книгу Еноха, чтобы открыть тайны Творения. Так совместно с Келли Джон Ди создал учение о медумах.

21 сентября 1583 года некие сущности предупреждают Ди, что он будет убит. Ди и Келли вместе с семьями бегут сначала в Польшу, а затем в Прагу. "Джон Ди в полной мере обладал достоинством и сознанием практической силы, присущими ренессансному магу. И на его примере очень хорошо видно, как стремление к творчеству, возбужденное ренессансной магией, могло превратиться в стремление к разработке подлинной прикладной науки. Видно и то, как манипуляции с числом в высшей сфере религиозной магии могли совмещаться с числовыми манипуляциями в низшей сфере 'истинной искусственной магии', стимулируя эту последнюю", — полагает в своей работе "Джордано Бруно и герметическая традиция" Фрэнсис А. Йейетс.

Проще говоря, Джон Ди "одной стороной — подлинный математик, принадлежащий к той традиции, которая вела к научному прогрессу, а другой — пытается вызвать ангелов с помощью практической кабалы".

После того, как в зеркале сами собой появились изображения Келли, Ди и их жен, 3 мая 1583 года ученые мужи торжественно обмениваются супругами. Между прочим, Джон Ди был трижды женат и имел восьмерых детей. В 1589 году пути двух алхимиков и мистиков расходятся: Келли едет к императору Священной римской империи Рудольфу II, который приговаривает его к пожизненному заключению, а Ди возвращается на родину. Келли угодил в застенки после того, как убедил влиятельных людей в своей способности производить золото, но так и не смог его получить алхимическим путем. Ди фортуна тоже не особенно улыбалась, хотя он и скончался в возрасте 81 года.

Читайте другие статьи из серии "Великие мистики в реалиях":

Мистики в реалиях: Парацельс

Мистики в реалиях: Гвидо фон Лист

Мистики в реалиях: Гурджиев

Мистики в реалиях: Пифагор

Мистики в реалиях: Джон Донн

Мистики в реалиях: Якоб Бёме

Мистики в реалиях: Хуан де ла Крус

Мистики в реалиях: Хильдегарда

Мистики в реалиях: Эрик Хануссен

Мистики в реалиях: Григорий Распутин

Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма

Мистики в реалиях: Елена Блаватская

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *