Филипп Буонаротти хотел построить рай на Земле

Мистики: сакральный демократ Буонаротти

Для Филиппа Буонаротти борьба за социальную свободу соединялась с поиском сакрального, а таинство посвящения — с отстаиванием прав человека. Социалист и сторонник Робеспьера, он верил в Высшее существо, но был антиклерикалом. Буонаротти руководил политическими эзотерическими обществами карбонариев, филадельфийцев, "Великого Небесного свода" и др.

Уроженца итальянского города Пизы, который на момент его рождения 11 ноября 1761 года принадлежал герцогству Тосканскому, звали Филиппо Микеле Буонаротти (Filippo Michele Buonarroti). Только после принятия французского гражданства он стал именоваться Филипп Буонаротти. Филиппо Микеле происходил из старинной, знатной и богатой флорентийской семьи. Говорят, он был потомком одного из братьев великого Микеланджело Буонаротти. До 12 лет он мало интересовался науками и только в этом возрасте приступил к серьезному изучению математики. Вскоре он уже делает успехи как в точных науках, так и в философии.

Читайте также: Густав Майринк, творец "Голема"

17-летний юноша поступает в Пизанский университет для изучения права и юриспруденции. Здесь он слушает лекции профессора Ламприди, который развивал теорию ограничения королевской власти. Познакомившись с идеями французских энциклопедистов — в особенности с трудами Руссо — молодой человек с пылким воображением и отзывчивым сердцем становится адептом свободы. Став доктором права, Филиппо некоторое время занимается адвокатской судебной практикой, но тяготится выбранной профессией. Большую часть времени он проводит в масонских ложах и философских кружках и вскоре вступает в открытое противостояние с властями.

В октябре 1789 года Буонароттти, бросив семью и имущество, бежит от гнева великого герцога Тосканского Леопольда I на остров Корсика, где приступает к изданию сначала журнала l'Amico della liberta italiana ("Друг итальянской свободы"), а затем Il giornale patriottico di Corsica ("Патриотическая газета Корсики") — первого печатного органа итальянского рисорджименто. Также он основал демократические союзы, которые распространились по всей Италии. На Корсике он познакомился с семьей Бонапартов. Впоследствии Наполеон, признавая таланты Буонаротти, говорил, что тот был бы очень полезен ему при организации Итальянского королевства.

К концу 1790 года Буонаротти назначают в управление по делам духовенства и по урегулированию национальных имуществ. Религиозные фанатики хватают его и выдают герцогу Леопольду. В Ливорно народ, видевший в нем "врага Христа", собирался устроить над ним самосуд, но Филиппе благополучно покинул узилище благодаря заступничеству Национального Собрания перед великим герцогом Тосканы. Потом было возвращение на родину, снова тайный побег — на этот раз во Францию, где в октябре 1792 года Совет округа Корте назначает Буонаротти национальным комиссаром при окружном суде той же местности.

С просветительской и опасной миссией неугомонный Филиппо Микеле как "апостол свободы" направляется на остров Сардиния. Он едет туда без всяких средств, кроме продовольствия, отпущенного французами, да несколькими экю от семейства Бонапартов. Экспедиция мистика-социалиста закончилась полным фиаско. Когда лодка, на которой он плыл к народу, чтобы призвать его к распределению хлеба, принадлежавшего "приверженцам тирана Сардинии", приблизилась к берегу, ее тотчас обстреляли картечью.

Декретом от 27 мая 1793 года Национальный конвент провозглашает его французским гражданином. Отныне он Филипп Буонаротти. Его посылают на Корсику, чтобы воспрепятствовать сепаратистам в передаче острова британцам. Он вступает в якобинский клуб и входит в число ближайших друзей Максимилиана Робеспьера и его младшего брата Огюстена (Maximilien и Augustin Bon Joseph de Robespierre). Буонаротти занимается делами флота Республики, затем на протяжении десяти месяцев управляет княжеством Онейль (Oneglia). Он оказывал помощь беднякам и сумел так настроить народные массы, ненавидевшие завоевателей-французов, чинивших насилия и занимавшихся поборами, что они потребовали добровольно присоединить их к Республике. Не отсюда ли восторженный отзыв о Буонаротти, оставленный потомкам Наполеоном?

После термидорианского переворота Буонаротти обвинили в терроризме и 15 вантоза III года (5 марта 1795 года) бросили в тюрьму Плесси. После освобождения Филипп сблизился с Гракхом Бабёфом (Gracchus Babeuf) и Сильвеном Марешалем (Sylvain Maréchal), с которыми сочинил Manifeste des Égaux - "Манифест равных", документ, в котором впервые говорилось о коммунизме. За поддержку тайного общества "Заговор равных" (Conjuration des Égaux) Филиппа Буонаротти, как признанного лидера бабувистского движения, на долгие годы помещают в тюрьму. Это еще больше закалило его дух. Впоследствии заключение заменили полицейским надзором в одном из маленьких городов департамента Морских Альп. В 1801 году Наполеон предложил Буонаротти важный служебный пост, но Филипп, угадывая честолюбивые замыслы своего старого знакомого, отверг предложения Бонапарта.

Во французской энциклопедии "Мэтры оккультизма" сказано: "Для Буонаротти революция, мятеж, расширение и реальное воплощение прав человека совпадали с посвятительским поиском. Тайное общество в его представлении должно было быть непременно политическим, участвовать в открытии свободы, как духовной, так и социальной. В дальнейшем Буонаротти очистил свое представление о тайном обществе. Он пришел к мысли, хотя и не смог достаточно ясно ее сформулировать, что тайное общество косвенно (а не прямо) включается в социально-историческое полотно. Он различал в методологическом отношении "инициацию" и "экстериоризацию", хотя на практике они часто смешиваются. Инициация (посвящение), или, скорее, инициатическое явление — это, если так можно выразиться, источник: вента, или ложа, является преимущественно местом обучения, а обучение может происходить только в отрешенности. Экстериоризация — это демонстрация того, что удалось понять, изучить, подвергнуть эксперименту и проверить внутри. Следовательно, отводится время как для философии, так и для действия".

Читайте также: Мистики в реалиях: Герман Гессе

Самой первой из созданных Буонаротти нелегальных революционных организаций стало замаскированное от итальянских властей под масонскую ложу "Общество высокодостойных мастеров". Организация делилась на рядовых членов, небольшое промежуточное звено и узкую, строго законспирированную верхушку. Рядовым членам говорили только, что цель общества — свержение австрийского ига и объединение Италии. Многие считали, что единая Италия будет либеральной конституционной монархией — и им позволяли так думать. В промежуточное звено отбирали проверенных членов, которых делали руководителями небольших групп и открывали им "великую тайну" — Италия должна стать демократической республикой. Исключительно единицы из верхушки общества знали истинную и конечную цель — итальянская республика будет коммунистической.

Идеалист-социалист Филипп Буонаротти скончался в Париже 16 сентября 1837 года в полной нищете.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Последние материалы