Грядущее открывалось пророку в снах и видениях

Истолковав сон вавилонского царя Навуходоносора, пророк Даниил предсказал дальнейший ход мировой истории. В его собственном сне пророку было дано откровение о конце времен и пришествии антихриста. Пророчества Даниила начали исполняться еще при его жизни и вскоре после. Быть может, очередное пророчество начнет сбываться уже в наступающем году?

Начало статьи

Главным даром Даниила был его пророческий дар, проявившейся и в его способности толковать сновидения, и в данном ему откровении. Этот дар сделал его последним великим ветхозаветным пророком. Впервые Даниил проявил эту способность незадолго после того, как поступил на службу к вавилонскому царю.

Навуходоносору приснился очень странный и очень смутивший его сон, для толкования которого он собрал лучших вавилонских мудрецов и волхвов, но так и не получил от них ответа. Только Даниил смог истолковать царский сон, значение которого было открыто ему после молитвы к Господу в ночном видении. Навуходоносор увидел огромного страшного истукана, голова которого была золотой, грудь и руки — серебряной, туловище — медным, ноги — железные, а ступни — глиняные. Затем с горы оторвался камень, ударил в ноги истукана и разбил его в прах, а затем увеличился и стал горой, которая покрыла всю землю.

Даниил истолковал Навуходоносору этот пророческий сон, в котором была зашифрована дальнейшая история мира. Так, приснившийся царю истукан символизировал четыре языческие царства, которые придут на смену друг другу, первое из которых — золотое — и есть царство Вавилонское. Камень, сорвавшийся с горы и разрушивший истукана, символизировал Мессию, а выросшая из него гора — основанное Им пятое царство Божие, которое сокрушит все царства земные и распространится по всему миру. "Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего" — завершил свое толкование Даниил. А ошеломленный Навуходоносор встал, поклонился пророку до земли и сказал: "воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!". Пророчество Даниила исполнилось в точности: вслед за царством вавилонским последовали три языческих царства, владевшие иудейским народом — персидское, греко-македонское и римское. Во время римского царства на землю явился Христос и основал Свое царство, всемирное и вечное — христианскую Церковь.

По прошествии времени, примерно на 37-м году царствования, Навуходоносора вновь приснился странный и очень смутивший его сон, который снова не смог истолковать никто из вавилонских мудрецов, кроме пророка Даниила. Во сне Навуходоносор увидел огромное, достигавшее небес, дерево, на котором росли прекрасные листья, которое изобиловало плодами, под которым укрывались всевозможные птицы и животные. Но тут появился некий Святой и громким голосом повелел срубить дерево, обрубить его ветви, разбросать его плоды, прогнать сидящих под ним зверей. Но главный его корень оставить в железных и медных узах в земле, среди полевой травы. Завершался сон странными словами о том, что сердце человеческое будет отнято от него и заменено на сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Даниил объяснил царю, что дерево, увиденное им, символизирует самого царя, величие которого стало столь огромным, что достигло небес и всех краев земли. Но, сколь не велик он, только Всевышний владычествует над человеческим царством, судьба любого царства — в Его руках, и Он дает его, кому пожелает. И далее он предсказал, что, согласно сну, царство его, как главный корень дерева, останется при нем; но настанет время, когда он будет отлучен от него на семь времен и будет как зверь питаться травою. Даниил видел причиной надвигающейся на царя беды в его непомерной гордыне и сказал ему напоследок: "Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным". И по прошествии года, когда Навуходоносор прохаживался по своему дворцу и восторгался своим могуществом, с неба раздался голос: "Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!". После чего у царя помутился ум и он впал в ликантропию — душевное расстройство, при котором человек отождествляет себя с животным, в связи с чем, царь был удален от людей в пустыню, где жил как животное, как и было предсказано ему во сне. По окончании назначенного срока Навуходоносор выздоровел и прославил Царя Небесного, "Который силен смирить ходящих гордо". И вскоре после этого, процарствовав 43 года, великий вавилонский царь скончался+

Следующее пророчество было сделано Даниилом уже пятому преемнику Навуходоносора, воцарившемуся через 7 лет после его смерти — Валтасару. Причем, пророчество это было сделано в последний год его царствования, накануне персидского завоевания Вавилонского царства в 539 году до Р. Х. В последний год своего царствования, Вальтасар беспечно пировал в Вавилоне и приказал принести священные сосуды, которые были похищены из Иерусалимского храма Навуходоносором, и позволил себе и всем присутствовавшим из них пить. Хотя даже сам Навуходоносор в свое время не решился осквернить эту святыню и поместил их в царской сокровищнице. Внезапно в воздухе появилась рука и написала на стене никому не понятные слова. Вальтасар ужаснулся и приказал прочесть написанное своих вавилонских мудрецов, но никто из них не смог этого сделать. Тогда царь послал за пророком Даниилом, который прочитал слова "мене, мене, текел, упарсин" и истолковал их: оно означало, что исчислил Бог это царство и положил ему конец; взвесил царя и нашел очень легким; разделил это царство и отдал мидянам и персам. Это пророчество исполнилось до того, как закончилось это пиршество: в эту самую ночь персидские войска вторглись в Вавилон, ворвались во дворец и убили Вальтасара, последнего вавилонского царя. В эту же ночь пало "золотое" царство Вавилонское, а на смену ему пришло Мидийско-Персидское "серебряное" царство.

Ветхозаветное Откровение

Наконец, в конце собственной жизни пророку Даниилу были даны видения, касающиеся дальнейшей истории мира, приходу Миссии, приходу антихриста и конца света.

Так, около 539 года до Р. Х., в первый год царствования Валтасара, почти восьмидесятилетнему пророку Даниилу приснился необыкновенный сон. Он увидел четырех зверей: льва с орлиными крыльями, медведя с тремя клыками, барса с четырьмя головами и четырьмя крыльями и ужасного зверя с десятью рогами и железными зубами. В этом же сне Даниил увидел Самого Бога в образе "Ветхого днями" — древнего человека, а также грядущего к Нему "Сына Человеческого". В этом же сне пророк получил его объяснение. Каждый зверь, увиденный пророком, символизировал одно из четырех языческих царств, после смены которых наступит Божественный суд и вечное Царство Божие. В то же время, последний зверь символизировал и появление в конце времен антихриста и его царства. Через несколько лет, около 534 года до Р. Х., во время царствования Кира, старцу Даниилу на берегу реки Тигр было дано пророчество о дальнейшей истории земных царств, в том числе о трех преемниках царя Кира, о Ксерксе и Александре Македонском, а также о презренном царе Епифане и допущенной им "мерзости запустения". А также еще одно откровение о конце света, когда настанет "время тяжкое", "многие из спящих в прахе земли пробудятся" и спасутся только "записанные в книге". Трудно не заметить, что весьма сходные описания и зверя-антихриста, и конце света, повторятся в другом пророчестве, которое появится только через 600 лет — в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Примерно в это же время пророк Даниил получит еще одно откровение о времени первого пришествия Мессии и основания его Царства. Оно будет дано пророку самим архангелом Гавриилом, который обозначил число в "семьдесятседмин",которыепройдутсмоментаосвобожденияизраильского народа и возвращения его в Иерусалим — до прихода и искупления мира Спасителем. По толкованию пророка Даниила, "семьдесят седмин" — это период в 490 лет, который начнется приказом о постройке Иерусалимского храма, а закончится его повторным разрушением. В дальнейшем именно так все и случится, и исполнятся эти пророчества начнут еще при жизни Даниила. Согласно преданию, он сам покажет Персидскому царю Киру пророчества о том, что он освободит иудейский народ, оставленные около двухсот лет назад пророком Исайей. И пораженный этим пророчеством, царь издал указ об освобождении евреев из вавилонского плена, продлившегося ровно 70 лет, и издал эдикт о строительстве Иерусалимского храма в 536 году, с которого и начался отсчет предсказанных пророку Даниилу "семидесяти седмин".

О последнем периоде жизни пророка Даниила не сохранилось практически никаких сведений. Его пророческое служение длилось около 70 лет, приблизительно с 600 по 533 год до Р. Х., вплоть до его кончины, наступившей в глубокой старости. А в состав Ветхого Завета вошла удивительная "Книга пророка Даниила", первая, историческая часть, которой описывает события из жизни пророка Даниила и истории Вавилонского и Персидского царства; а вторая — пророческая часть — содержит описание и разъяснение всех, сделанных пророком Даниилом, толкований и предсказаний и полученных откровений. В связи с тем, что целый ряд откровений пророка Даниила касался конца мировой истории, прихода антихриста, второго пришествия и страшного суда, "Книга пророка Даниила" по аналогии с Откровением Иоанна Богослова, получила название ветхозаветного Апокалипсиса.

Пророк Даниил скончался вероятнее всего в Сузах или Екбатанах. Среди мест захоронения пророка называют Вавилон и Сузы — современный город Шустер. А часть его останков — а именно рука пророка — ныне хранится в Самарканде, перенесенная туда из Мессопотамии возвращавшимся из военного похода в XIV веке Амиром Темуром. По преданию лошадь, перевозившая останки, остановилась на этом месте и не желала двигаться дальше, от удара ее копыта вдруг забил целебный источник, после чего было принято решение захоронить мощи святого в этом месте. Гробница пророка Даниила на протяжении нескольких веков достраивалась; а в начале XX века над ней был сооружен Мавзолей. Рядом с Мавзолеем пророка Даниила бьет источник святой воды и растет 500-летнее фисташковое дерево. На протяжении долгого времени оно было совершенно сухим, и в 1996 году совершенно внезапно расцвело после посещения гробницы пророка Даниила и ее освящения Патриархом Московским Алексием II.

В наши дни имя ветхозаветного пророка Даниила, его почитание, изучение его жития и пророческих текстов оказалось неразрывно связанно с трудами иерея Даниила Сысоева, почитавшего ветхозаветного пророка как своего небесного покровителя. Им был составлен, прочитан и выпущен курс лекций, посвященный Книге пророка Даниила и толкованию содержащихся в ней пророчеств.

Трудами отца Даниила в 2003 году, по благословению Патриарха Алексия II, в Москве была создана община имени пророка Даниила на Кантемировской, а незадолго до мученической кончины, в 2009 году — Миссионерское движение имени пророка Даниила. Также им был разработан архитектурный проект большого собора в честь пророка Даниила, на месте которого в 2006 году был освящен небольшой храм в честь апостола Фомы. Планировалось, что в будущем эта маленькая церковь станет одним из приделов большого храма. Очень хотелось бы, чтобы после произошедшего в 2009 году на этом месте убийства отца Даниила Сысоева храм в честь его небесного покровителя, который одновременно станет и храмом-памятником самому батюшке, обязательно был построен.

В Новом 2011 году оставайтесь с рубрикой "Религия"!

Автор Елена Малер-Матьязова
Елена Малер-Матьязова — исследователь и преподаватель русской религиозной философии *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *