Крест, осенивший Империю

27 сентября по новому стилю Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, кратко называемое Крестовоздвижением. Из всех великих церковных праздников этот праздник уникален тем, что отмечаемое в нем историческое событие не относится ко времени жизни Иисуса Христа или Богоматери, а произошло много позже, в IV веке, когда благодаря политике святого равноапостольного императора Константина Великого Римская империя начала христианизироваться и в новом свете открывать свою прошлую историю.

В 326 году мать императора Константина, святая равноапостольная царица Елена, отправилась в Иерусалим на поиски тех мест и реликвий, которые связаны с жизнью Иисуса Христа. Стоит отметить, что священный библейский город еще в 123 году был практически уничтожен римским императором Адрианом, который переименовал его в Элиа Капитолину по имени своей дочери Элии и римского бога Юпитера Капитолийского. Даже в постановлении Первого Вселенского Собора, прошедшего за год до этого события в 325 году, этот город называется Элией. Император Константин возрождает город и возвращает ему его настоящее название, а его мать была в этом важном деле его главной опорой.

Среди иных открытий, совершенных Еленой в Иерусалиме, самым значительным было обнаружение того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Найти его было практически невозможно, поскольку город был наполнен языческими капищами и вся память о времени жизни Христа была полностью стерта, но после длительных исследований Елена нашла само место Голгофы и начала раскопки. В этом смысле святую Елену можно считать основоположницей церковной археологии. В процессе этих раскопок Елена нашла три креста и озадачилась вопросом о том, на каком из них был распят Христос. Для этого каждый крест приложили к одной больной женщине, и только после соприкосновения с одним из них она вдруг выздоровела. Более того, этот Крест также приложили к только что умершему человеку, и он тут же воскрес, почему этот Крест стал называться Животворящим. Рядом с Крестом Елена обрела четыре гвоздя, которыми прибивали тело Иисуса и знаменитую табличку, на которой Понтий Пилат написал инициалы "INRI", означающие "Иисус Назарянин, Царь Иудейский" (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum) (Ин 19:19-22). Елена догадалась, что неподалеку от места Голгофы должен быть место Гроба Господня и после интенсивных поисков нашла его под капищем богини Афродиты.

Православная Церковь празднует день обретения Честного Креста Господня и гвоздей его 19 марта по новому стилю. 13 сентября 335 года на месте Голгофы и Гроба Господня был освящен огромный храм Воскресения, а на следующий день в нем установили обретенный Крест, и поэтому день 14 сентября (27 сентября по новому стилю) в стал праздником Крестовоздвижения. Однако на этом история этого Креста не закончилась.

В 614 году персидские войска, будучи главными противниками Византийской империи в то время, захватили и сожгли Иерусалим, убили около 90 тысяч человек, а выживших увезли в рабство, а вместе с ними в качестве трофея и Крест Господень. Только в 628 году византийский император Ираклий полностью освобождает Святую Землю от персидской оккупации и переносит Крест Христов в храм Воскресения. Когда Ираклий торжественно вносил Крест в храм, то вдруг его какая-то сила остановила и он не смог двигаться вперед, и тогда святой Патриарх Захария поведал ему, что раз Христос возносил свой Крест на Голгофу в абсолютно простом и уничиженном образе, то сам Господь не может позволить Ираклию водрузить этот Крест в его роскошном императорском одеянии. Ираклий осознал это, снял свою корону и порфиру, оделся в аскетичную одежду и свободно внес Крест в храм. После этого события праздник Крестовоздвижения стал включать в себя и это важнейшее событие.

Для Римской империи IV века, так же как и для Византии VII века, обретение Креста Господня было непереоценимым символическим событием, свидетельствующим о том, что это государство достойно перед Господом хранить Его Крест. Вспомним, что в Риме Крест был самым жестоким и самым унизительным орудием казни и никто не мог себе представить, что когда-нибудь он может стать главным символом мировой религии. Для христианства же Крест является не просто реликвией, а центральным предметом мировой истории, поскольку именно своими мучениями и смертью на Кресте Христос завершил Свой искупительный подвиг, обратив орудие против Господа в орудие самого Господа.

В Ветхом Завете у этого образа искупительного подвига Христа на Кресте уже был свой прообраз в виде медного змея, выставленного Моисеем на знамя по указу Господа (Чис 21:9), о чем говорит сама Христос: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:14-15). Поэтому Православная Церковь удостоила событие обретения Креста Господня статуса великого двунадесятого праздника, наступающего в самом начале церковного года, после Рождества Богородицы.

Праздник Крестовоздвижения заставляет христиан задуматься, во-первых, об искупительной жертве Иисуса Христа и в этом смысле он перекликается с днем Страстной Пятницы, когда произошло само распятие. Не случайно в этот день соблюдается строгий пост, но в то же время, в отличие от Страстной Пятницы, это именно праздник, потому что здесь Крест предстает не как орудие страданий и казни Христа, а как орудие Его Победы над грехом и смертью, как символ жизнеутверждения, а не жизнеотрицания.

Во-вторых, поскольку само Крестоводвижение в римском и византийском Иерусалиме было также и событием религиозно-политического значения, то этот праздник дает повод задуматься над символическим значением Креста в нашей повседневной жизни, в архитектурной и геральдической эстетике христианской цивилизации. Само собой понятно, почему именно Крест, а никакой иной символ, должен водружаться на каждом храме, потому что это главный символ христианства, отражающий его исторический смысл. Поэтому и факт крещения любого человека предполагает ношение нательного крестика, запечатлевающего собою Новый Завет, как для древних иудеев Ветхий Завет запечатлевался в обрезании, отменном самими апостолами. К сожалению, в теме ношения нательного креста не редко проявляются неразумные крайности. С одной стороны, если люди, как будто бы стесняющиеся нательного креста и не надевающие его, что фактически означает отречение от Христа, если называть вещи своими именами. С другой стороны, многие люди, особенно слабого пола, любят носить крест как украшение, подобно бусам и амулетам, что также говорит о непонимании его сакрального значения.

Читайте также: Нательный крест — не амулет и не украшение

Обратим также внимание, что на российском гербе, всем известном двуглавом орле, которого Россия переняла у Византии, подтвердив тем самым свой статус Третьего Рима, также изображены кресты, причем, как вершины всего изображения. Наглядным образом крест на гербе России изображается четыре раза — на трех коронах орла и на державе, которую держит орел. Потенциально кресты также должны присутствовать на малом изображении двуглавого орла, венчающего скипетр, и на копье Георгия Победоносца. Между прочим, большой ошибкой остается тот факт, что святой Георгий изображен без нимба, потому что, в отсутствии христианских символов, он становится просто неким всадником, убивающим некоего змия. Таким образом, Крест для России — это не только религиозный, но и политический символ собственной культурной идентичности. И это естественно, поскольку этот политический символ в основе своей сугубо религиозный. В этом контексте интересно вспомнить законное требование многих православных людей, чтобы на башни московского Кремля вместо большевистских звезд вернули двуглавых орлов, которые красовались там четыре с половиной столетия русской истории. Устанавливая на башнях Кремля гербовых орлов, мы на самом деле устанавливаем еще и кресты, которые находятся над орлами, и это принципиальное замечание.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам