Истязания детей — только верхушка айсберга

Проверка, которая была проведена по поручению уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, подтвердила, что с детьми из приюта при Свято-Боголюбском монастыре во Владимирской области действительно обращались жестоко. Кто виноват в случившемся и понесут ли они наказание? И какие последствия это может иметь для Русской церкви и общества?

О том, каким образом в православном монастыре могла сложиться подобная ситуация, "Правде.Ру" рассказывает политолог Виктор Милитарев:

— Причина происходящего — духовник Свято-Боголюбского монастыря архимандрит Петр (Кучер), его богословские взгляды, его аскетические практики и вообще его пропагандистская и организационная деятельность. Отец Петр (Кучер) чрезвычайно известен в определенных православных кругах как один из пожилых священников, почитаемых за "великого старца", то есть человека, который напрямую вещает волю Божию. На мой взгляд, таковым старцем он не является, и то, что он, судя по всему, верит в собственное "старчество", и в это верят многие тысячи его последователей, создает ту ситуацию, с отдаленными отзвуками которой мы столкнулись в двух сериях скандала с бегством детей из Свято-Боголюбского монастыря, год назад и сегодня.

— В чем особенность богословских взглядов отца Петра?

— Во-первых, отец Петр придерживается довольно оригинальных мистико-богословских взглядов. Если почитать сборник его проповедей, изданный в Свято-Боголюбском монастыре. Некоторое количество лет назад, когда он еще не был пострижен в монахи и рукоположен в священники, к нему домой якобы являлся святой Иоанн Предтеча и даже спал на лестничной площадке в виде бомжа. Также отец Петр рассказывает, что ему пришлось видеть гроб, который носился по воздуху, едва его не задевая.

Эти истории производят впечатление одного из двух: либо тяжелого психического заболевания, шизофрении, где бред выражается на уровне галлюцинаций, зрительных, а не только слуховых, как бывает при обычной шизофрении. Либо это то, что в традиционной православной аскетической литературе называется "прелестью" или "прельщением", то есть прямым влиянием на монаха-мистика сатанинских сил, которые внушают ему безумные картинки и через такого рода картинки и голоса подчиняют неправильно молящегося и неправильно подвизающегося подвижника своей сатанинской воле.

Помимо истории с весьма своеобразным "мистическим опытом" отец Петр знаменит и другими богословскими взглядами. В частности, он является автором учения о так называемом "покаянии русского народа". Речь идет о том, что якобы мы все, весь наш народ являемся ответственными за злодейское убийство последнего Государя Николая II и его семьи, и должны принести в этом покаяние. Пока, мол, весь русский народ не покается, национального и православного возрождения в нашей стране быть не может и все беды, которые мы в нашей стране переживаем, связаны с тем, что наш народ до сих пор не покаялся.

Составлен специальный "чин покаяния", под Москвой в селе Тайнинское проводятся регулярные молебны по этому чину. Его авторами являются отец Петр и ныне извергнутый из сана бывший епископ Диомид (Дзюбан), с которым до того как он был извержен из сана, отец Петр поддерживал тесную политическую дружбу. Уж как с ним сейчас, я не знаю, но некоторое время назад они были прямыми союзниками.

Читайте также: Боголюбово — пятно на церковной репутации

— Несколько лет назад "чин покаяния" был осужден покойным патриархом Алексием II. А есть ли у отца архимандрита собственная политическая доктрина?

— Об остальных политических взглядах отца Петра мне сейчас говорить не хочется. Мне, как человеку еврейского происхождения, не хочется обсуждать взгляды отца Петра на еврейский вопрос и так называемое "иго иудейское". В этом вопросе я кое в чем с отцом Петром согласен, но замечу, что его взгляды исключительно радикальны по сравнению с большинством русских патриотических и националистических организаций. Стоит отметить и своеобразный "православный сталинизм" отца архимандрита, а также то, что он придерживается спорной точки зрения о святости Государя Иоанна Грозного и Григория Распутина. В частности, в его монастыре продаются "иконы" этих исторических деятелей, а, по некоторым слухам, совершается и пение им канонов и акафистов. Но это все, на мой взгляд, не так уж важно, потому что я знаю многих людей, которые придерживаются тех же взглядов на Иоанна Грозного и Распутина, но при этом ни в чем ином, в чем повинен отец Петр, ни в коей мере не повинны. Хотя, безусловно, в ситуации, когда существует определенный порядок канонизации, такого рода почитание "святых" является самочинным и считается нарушением церковной дисциплины. Я тоже, например, уверен, что мой покойный товарищ священник Даниил Сысоев мученически погиб и в этом смысле является святым, но это не значит, что я позволяю себе сочинять ему каноны и акафисты и молиться.

— Почему отец Петр остается неуязвим и перед светской, и перед церковной властью?

— Отец Петр крайне популярен. Он имеет не только большую известность среди народа, но и влиятелен в некоторых группах. По правдоподобным слухам, его поддерживают высокопоставленные офицеры спецслужб. Поэтому попытки предъявить ему те или иные обвинения как по церковной, так и по гражданской линии регулярно наталкиваются на каменную стену.

С одной стороны, когда его правящий архиерей архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий пять лет назад попытался вывести архимандрита Петра за штат, толпа разъяренных кучеровцев на автобусах приехала к епархиальному управлению и едва не подожгла его. По слухам, после этого владыка испугался и перестал предпринимать попытки наказать архимандрита Петра по церковной линии.

С другой стороны, все попытки действовать по гражданской линии наталкиваются на исключительно массивную и влиятельную "крышу" отца Петра.

Но самое главное — даже не эти, в целом безумные взгляды отца Петра, сколько его реальная пастырская практика. Так называемое "младостарчество", авторитарное духовничество и навязывание священником своей воли мирянам под видом "воли Божией" является широко распространенной болезнью в нашей Церкви. Однако до таких "высот", до каких регулярно доходит архимандрит Петр (Кучер) и другое "светило" отечественного "старчества" архимандрит Наум (Байбородин), пожалуй, больше не доходит в России никто.

Отец Петр, как, впрочем, и отец Наум, "за послушание" женит малознакомых между собой людей, разводит существующие семьи и "благословляет" людей совершенно того не желающих, часто состоящих в законном браке и имеющих малолетних детей, постригаться в монашество.

Именно это и является, на мой взгляд, реальной преступной деятельностью. Мотивы там бывают разнообразные, типа "у тебя муж неверующий", или "брак у вас невенчанный". У двух этих духовных деятелей существует практика разводить супружеские пары и благословлять женскую сторону, поскольку именно женщины являются основной "паствой", поступать в монастырь. Реже бывают случаи, когда православную пару "благословляют" развестись и обоих поступить в разные монастыри, а детей от этого брака отдают в монастырский приют.

Все это является чудовищным каноническим преступлением, поскольку как по каноническим правилам, так и по тысячелетним уже обычаям Русской Церкви, принуждение к монашеству лиц, состоящих в браке и имеющих малолетних детей является преступным.

У отца Петра это отягощается тем, что значительная часть женщин, разведясь, продает свои квартиры и деньги, вырученные от продажи, жертвует монастырю. Это уже не просто каноническое преступление, а, по сути, преступление уголовное. Система мошеннической деятельности, обман людей с целью завладеть их имуществом.

При этом, агитация за продажу квартир, передачу вырученных денег монастырю и переезд с детьми в монастырь подкрепляется "эсхатологическими" соображениями. Людям говорят: "Скоро конец света. Ему будут предшествовать многие скорби. В больших городах будут землетрясения, разрушения домов и голод. Всем нормальным верующим православным христинам нужно продать жилье в больших городах и перебираться в монастыри. Только там будет мир и пища".

Друг и соратник архимандрита Петра (Кучера) иеромонах Рафаил (Берестов) прямо обещает, что ангелы Божии отведут вражеские ракеты, нацеленные на такие святые места, как Боголюбский монастырь.

Таким образом мы видим сложившуюся вокруг отца Петра (Кучера) классическую структуру тоталитарной секты с зомбированием, запугиванием, мошенничеством и культом "гуру". Остается только изумляться, почему в Боголюбово еще нет самосожжений и "затвора в пещеры".

Ситуация вокруг Боголюбова не просто назрела, а перезрела. Сколько детей, сверх уже сбежавших из Боголюблага сорока, должны еще оттуда сбежать или сделать очередные "сенсационные завяления", чтобы светские и церковные власти, наконец, приняли меры к криминальной секте?

Сколько еще "некоторые влиятельные лица" в Московской патриархии будут говорить, что "еще не время" и делиться своими опасениями о "угрозе ухода кучеровцев в правый раскол" или "угрозе гонений со стороны государства на церковные приюты, в случае выноса сора из избы". Этим "опасающимся" следует понять, что они стали заложниками кучки злобных и невежественных шантажистов. Пока "влиятельные лица" прислушиваются к воплям и клевете сектантов и защищающих их "православных журналистов", нормальные люди брезгливо отворачиваются от Церкви, в которой возмажна кучеровщина и невозможно ее наказание.

Гнойник уже близок к тому, чтобы вскрыться. И очень бы не хотелось бы, чтобы фонтаны гноя залили Русскую Православную Церковь и ее священноначалие.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *