Корнилий Сотник - христианин-оккупант

26 сентября Православная церковь отмечает день памяти священномученика Корнилия Сотника. Жил этот святой в I веке нашей эры и был современником апостолов. До принятия христианства характер занятий Корнилия можно было бы в современных терминах обозначить так: "Капитан оккупационной римской армии, проходящий службу в Иудее, в городе Кесария".

Тем не менее, классическим "оккупантом" этот римский офицер не был. Деяния Святых Апостолов, в которых ему посвящена целая 10-я глава, говорят о нем так: "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу… одобряемый всем народом Иудейским". А еще Корнилий, как тоже сказали бы сейчас, находился в духовных поисках. И, будучи язычником, он молился Богу, которого толком и не знал. Кроме, разве что, отрывочных сведений из иудейской религии, до Рождества Спасителя сохранявшей память о правильном богопочитании.

Некоторые авторы даже отождествляют его с сотником, который упоминается в Евангелии — тот имел такую сильную веру, что Христос смог исцелить его слугу без личной встречи с больным. Впрочем, это мнение разделяют не все богословы.

И вот однажды во время молитвы Корнилию явился ангел Божий и сказал: "Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой."

Корнилий немедленно выполнил указание Господа — и послал своих друзей за апостолом Петром. Тот незадолго до этого пришел в состояние духовного восторга, экстаза — и видел следующее видение.

"Отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо."

Разумеется, речь шла не только о смене гастрономических предпочтений иудеев, поверивших во Христа. Хотя и правда, данный отрывок, трактуемый буквально, стал и основанием для отказа христиан от скрупулезных предписаний Закона Моисеева о том, какая пища допустима (кошерна), а какая — нет. Тем более, что еще при своей земной жизни Спаситель ясно и неоднократно говорил: "Не то оскверняет человека, что входит в него — а что выходит из его уст".

На самом деле, в видении апостола Петра речь шла о кардинальной смене миссионерской доктрины первой христианской общины. Ведь несмотря на то, что Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, сообщил им знание всех земных языков для проповеди среди всех народов, доктрина эта мало чем отличалась от такового подхода среди ортодоксальных иудеев. А те упивались сознанием своей принадлежности к "избранному народу" и крайне неохотно принимали в общение жаждущих Истины иноверцев. В большинстве случаев последние так и оставались "недоверующими" — их называли "прозелитами врат". А полноценными иудеями, "прозелитами правды", удавалось становиться единицам.

Соответственно, и проповедь веры во Христа в первые годы после Его Распятия тоже была направлена почти исключительно на иудеев. Именно прецедент с Корнилием стал поворотным пунктом изменения такой практики. Ведь нечистые животные в видении апостола Петра означали не потенциальную пищу, но язычников, подлежащих приобщению к Истине.

По толкованию Святых Отцов "находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного.

По своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию — ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было повелено заклать и есть — то есть острым мечом слова Божия умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их "жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим.12:1).

Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то сие означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников."

Придя в дом Корнилия, апостол Петр сказал ему еще одни замечательные слова: "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему." А далее произошло то, что даже среди перечня многих христианских чудес почитается единственным в своем роде. Когда апостол стал излагать благодарным слушателям истины веры, он увидел, что на них сошел Святой Дух — до Крещения! Это было видно по тем же проявлениям, которые ощущали и сами апостолы в Пятидесятницу — говорению на многих языках, невероятной радости и счастью. После этого даже самые большие сомневающиеся из числа пришедших с Петром христиан из иудеев не рискнули бы перечить принятию в свою общность новых членов. Поэтому Петр безотлагательно крестил Корнилия со всем его домом.

Кстати, вышеупомянутый эпизод с сошествием Духа Святого прежде Крещения иногда становится предметом спекуляций, типа: "Ну вот, можно пребывать в Благодати Божьей, и не будучи христианином". Не возражая по сути против многообразия судеб Божьих и дискутабельного выражения "христиане без Христа", можно заметить, что данный пример для сторонников таковых мнений все же неудачен. И наоборот, убедительно показывает — ищущим Бога всем сердцем, поступающим по Его заповедям и без осознанной веры Господь все равно подает возможность присоединения к Церкви Христовой. Что в конце концов произошло и с Корнилием вместе с его домашними.

Кесарийский сотник примечателен еще одним обстоятельством своей жизни. Прославлен он по чину священномученика, хотя чисто формально его за исповедание Христа не казнили. Правда — пытались. После ухода с военной службы Корнилий стал верным учеником апостолов и был рукоположен ими в епископы греческого города Скепсии. Который, помимо прочего, являлся родиной небезызвестной философской школы скептиков — все подвергающих сомнению. То есть, по определению относящихся к вере — любой — крайне отрицательно.

На тот момент градоначальником был некий князь Димитрий. После недолгих споров о вере он приказал Корнилию либо принести жертву языческим богам, либо быть казненным. Святой притворно согласился, пришел с горожанами к храму Аполлона и Юпитера, помолился Богу — и языческое капище тут же было разрушено землетрясением. Князь немедленно приказал связать епископа по рукам и ногам, подвесить в темнице — а на следующий день после пыток казнить.

Но тут выяснилось, что под обломками храма оказались погребены любимая жена и сын Димитрия — Еванфия и Димитриан. Узнав об этом, градоначальник пришел в отчаяние, порвав на себе одежды от горя. Но оказалось, что его родичи живы — и исповедуют из-под завалов величие христианского Бога. Тут же послали за Корнилием, который к тому времени был освобожден ангелом от уз, и тот, снова помолившись, вывел заживо погребенных из разрушеного храма.

Радости князя не было пределов, и он тут же искренне уверовал со своим домом во Христа. За ним постепенно последовали и другие горожане, несмотря на присущий им скепсис — побежденные проповедью, чудесами и искренней любовью своего пастыря, епископа Корнилия. Который, несмотря на понесенные страдания за веру, тихо отошел ко Господу в глубокой старости.

Впрочем, формальным придиркам в данном случае не место. Ведь само слово "мартирос", переводимое с греческого языка как "мученик", в буквальном переводе означает всего лишь "свидетель". Хотя, разумеется, самое сильное свидетельство приносится жертвой своей жизни за Христа. Но, право, и готовность принести эту жертву, и сама жизнь на всем протяжении тоже может явиться самым убедительным примером христианского свидетельства. Что в полной мере относится и к святому Корнилию Сотнику, вот уже почти 2 тысячи лет почитаемому Церковью в чине священномученика.

Читайте также:

В чем причина колебаний апостола Фомы?

Если грач улетает — снег пойдёт

12 июля — день поминовения святых первоверховных…

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить