Экуменисты дискредитировали слово "экуменизм"

Участие православного хора из Белгородской семинарии в коллективном сценическом действии группы "Цветы", где также пропевали свои религиозные тексты представители буддизма, индуизма, иудаизма и ислама — это эксцесс, который не поддается никакому оправданию с православной точки зрения, и особенно неприятно, что это совместное песнопение показали по Первому каналу.

Во-первых, любой православный христианин, который хоть немножечко серьезно относится к своей вере, не может не понимать, что участвуя в религиозных по своему смыслу акциях других религий он заочно признает их истинность, в данном случае истинность четырех других религий, не признающих Божественную Троицу и нашего Господа Иисуса Христа. Если православный человек участвует в этом сознательно, отдавая себе отчет в смысле происходящего, то он фактически отрекается от своей веры, не говоря уже о том, что это в любом случае скажется на его духовном состоянии и поэтому такие акции нужно избегать из чувства элементарной духовной гигиены, элементарного самосохранения.

Читайте также: Свет, радость и... скандал

Во-вторых, такие акции имеют негативные последствия не только для их участников, но и для зрителей, многие из которых не столь сознательны в религиозном отношении, чтобы не впасть в соблазн и подумать, что раз православный хор участвует в религиозных песнопениях других религий, то никакой разницы между православием и этими религиями нет. Наконец, в-третьих, особо удивляет тот факт, что участниками этих песнопений с православной стороны были не какие-то случайные и несведущие в православии миряне, а хор Белгородской семинарии, где, кстати, находится Миссионерский отдел Русской Православной Церкви и мы знаем, что организаторы этого сценического действия благодарят белгородского архиепископа, который также является председателем Миссионерского отдела. Если исключить какие-либо экстремальные версии, то такое возможно только в том случае, если организаторы этого действия с белгородской стороны проявили колоссальную халатность и поставили в неудобное положение своего владыку. В любом случае этот эксцесс достоин всякого осуждения и было бы очень правильно, если паства Русской Православной Церкви и другие люди будут знать, что сама Церковь осуждает это мероприятие, дабы ищущим повода не обвинять нашу Церковь в гиперэкуменизме.

Произнося слово "экуменизм", мы должны четко сформулировать для себя, что мы имеем в виду, потому что само это понятие имеет сложную историю и означает разные вещи. Скажем так, есть "экуменизм" в хорошем смысле слова и "экуменизм" в плохом смысле слова. В хорошем смысле слова "экуменизм" это стремление вести диалог между всеми христианскими конфессиями, основанный на признании того очевидного факта, что в догматическом смысле многие христианские конфессии, например, православие, католицизм и, так называемый, традиционный протестантизм, больше объединяет, чем разъединяет, потому что все эти конфессии признают Божественную Троицу и Господа Иисуса Христа, но, при этом, те немногие в количественном отношении догматические различия, которые есть между ними, имеют очень важное качественное значение.

Читайте также: Выступление архиерейского хора признали причиной соблазна

Поэтому экуменический диалог — это именно богословский, культурный и социальный диалог, ставящий своей целью обмен мнениями по разным проблемам и координацию своих позиций по внедогматическим вопросам, а ни в коем случае не объединение этих конфессий. Например, и православные, и католики, и так называемые традиционные протестанты уже давно сталкиваются с вызовом секулярного либерализма с одной стороны, воплощенного в идеологии сегодняшнего Евросоюза, а с другой стороны, с экспансией азиатских религий, и было бы недальновидно не реагировать на эти вызовы совместными усилиями.

Однако в реальном экуменическом движении, как оно развивалось в ХХ веке, фактически возобладали люди, которые ставят своей целью нечто большее, чем диалог и сотрудничество, а именно стирание догматических и канонических различий между конфессиями, и поэтому возник экуменизм в плохом смысле слова, как игнорирование этих различий и стремление слиться в единую псевдоцерковь. Такие экуменисты настолько противоречат православию, что они дискредитировали само слово "экуменизм" и теперь пора задуматься о том, как можно было по-другому назвать это стремление к межконфессиональному диалогу без риска оказаться в дурной компании. Нужно ли создавать внутри Церкви какое-то особое антиэкуменическое движение? Я считаю, что таким движением является сама Русская Православная Церковь, которая в лице своих ведущих представителей и, в частности, самого Патриарха Кирилла всегда блокировала подобные риски — достаточно ознакомиться с историей его деятельности в ОВЦС, чтобы в этом убедиться, но для этого нужно реально поинтересоваться этим вопросом, а не довольствоваться случайными домыслами. В этом контексте я могу порекомендовать весьма обстоятельную книгу нынешнего главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) "Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание", где подробно описана история отношений Русской Православной Церкви и экуменического движения.

 

Я считаю, что сегодня в Русской Церкви нет никакой угрозы экуменизма, но есть угроза искаженного понимания православия на местах, на уровне отдельных групп и, может быть, даже приходов, которые зависятот произвола своих местных церковных авторитетов, игнорирующих общецерковное мировоззрение. При этом рассматриваемый случай совместного песнопения пяти религий на самом деле никакого отношения к экуменизму не имеет, потому что попытка скрестить разные религии это не экуменизм, а гиперэкуменизм, явление несравнимо худшее, чем любой экуменизм в плохом смысле слова.

Интересно обратить внимание на то, что в нашей Церкви можно встретить людей, которые готовы устраивать апокалипсические истерики по поводу любого факта обычной встречи православных клириков с католическими или протестантскими, но зато они могут быть совершенно равнодушны к таким гиперэкуменическим, по своему смыслу, акциям. Такие люди с удовольствием критикуют недостатки многих миссионерских проектов, но в данном случае они не видят ничего особо плохого. Я думаю, что это свидетельствует о том, что в православном сообществе реально существует не столько борьба консерваторов и либералов, зилотов и экуменистов, сколько борьба групп, решающих свои личные, частнотусовочые интересы, которые в зависимости от выгоды иногда готовы прикинуться ревнителями православия, а иногда сделать вид, что ничего плохого в таких эксцессах нет. Если люди с такой психологией у нас ещё будут называться миссионерами, то не очень понятно, в целях какой религии они занимаются своей миссией, если они вообще ею занимаются.

Эту и другие статьи рубрики "Религия" можно обсудить в группе на "Facebook"

 

 

Автор Аркадий Малер
Аркадий Малер — философ, публицист, исследователь и преподаватель истории христианской философии и теологии *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить