Князья гибли, а Ольга побеждала

24 июля по новому стилю Русская православная церковь празднует память первой русской святой — равноапостольной княгини Ольги. Во время малолетства, а позже — постоянных военных походов своего сына Святослава она мудро правила Киевской Русью и объединяла земли. Приняв христианство, Ольга воспитала в вере внука Владимира — будущего крестителя Руси.

Женщина, которой Россия обязана своим историческим выбором, согласно "Повести временных лет", была родом из псковских земель. Летопись говорит, что происходила Ольга "отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска". Но в достоверности этой записи есть повод усомниться — в то время в той местности незнатному варягу просто нечего было делать. И варяжский конунг Игорь вряд ли взял бы в жены простолюдинку.

Об истории знакомства Ольги с ее будущим супругом князем Игорем рассказывает легенда, изложенная в "Степенной книге". Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же "разгореся желанием" и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: "Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание". Пристыженный Игорь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов.

Скорее всего, Ольга не была ни первой, ни единственной женой Игоря, однако почти сразу же стала самой любимой. В летописи сказано: "име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше". Благодаря недюжинному уму, красоте и смелости княгине Ольге удалось занять второе место в политической иерархии древнерусского государства и прочно удерживать его на протяжении всего Игорева княжения, направляя политику мужа в нужную сторону. К ее советам Игорь, несомненно, прислушивался.

Самое обсуждаемое в разделе "Православие"

Главным политическим противником Ольги была княжеская дружина. Воины-язычники лелеяли несбыточную надежду отвоевать у Хазарии, Скандинавии и, особенно, Византии, все восточноевропейские, балтийские и черноморские торговые пути. Ольга же считала, что бесконечные набеги киевских князей на своих соперников не имеют никакого смысла — лучше строить с соседями мирные отношения, ведь ясно же, что ни один из торговых путей не сможет удержать в руках монополист. В Византии же она видела идеал государства, к которому Киевская Русь должна стремиться. Союзниками Ольги были киевские христиане, которые придерживались таких же взглядов.

Трудами Ольги был установлен мирный договор и заключен военный союз с ромеями. Дружинники же постоянно склоняли Игоря к новым военным авантюрам: после безуспешных попыток взятия Константинополя войско пошло грабить племена древлян. В одном из походов Игоря настигла позорная смерть: жители Искоростеня привязали князя к березам и разорвали надвое.

Тело Игоря зарыли в землю без всякого погребального обряда, а по языческим верованиям считалось, что без пышной тризны невозможно добиться хорошей посмертной участи для усопшего. Дальше произошло все то, что каждый из нас помнит по школьным учебникам: Ольга жестоко расправилась с древлянами, воспроизводя в своей мести все этапы языческого прощания с покойным.

После убийства Игоря древляне, считая себя победителями, имеющими право занять трон побежденного, прислали сватов к Ольге звать ее замуж за своего князя Мала. Княгиня сделала вид, что согласна, и под видом приготовлений к свадьбе одно посольство варягов заманила на ладью, вместе с которой они были живьем погребены в огромной яме. Вторую древлянскую делегацию живьем сожгли в бане, а третью изрубила мечами дружина во время тризны по Игорю на его могиле. После этого Ольга выступила с военным походом в древлянские земли. Часть древлян была перебита, остальные покорились и начали платить Киеву дань.

Покорив древлян, Ольга отправилась в псковские и новгородские земли, чтобы установить там оброки и дани. Она понимала, что неупорядоченность налоговой системы может привести к мятежам, поэтому организовала "погосты" — места, где сбор податей проходил упорядоченно.

Ольга понимала, что, хотя после смерти Игоря она оказалось единоличной властительницей Руси, воины-язычники из дружины Святослава по-прежнему рвутся к власти и ненавидят княгиню. Однажды ей прямо напомнили о том, что Ольга исполнила не все погребальные обряды по мужу — честной жене-язычнице подобает удавиться или перерезать себе горло, чтобы всюду следовать за своим господином.

Тогда она решает отправиться за помощью в Константинополь-Царьград. Поскольку киевские христиане были друзьями Ольги, есть основание полагать, что к тому времени она уже была знакома с основами христианской веры.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. В крещении ей было дано имя святой равноапостольной Елены, и это было символично: подобноматериимператораКонстантина,царицеЕлене,обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня".

Существует легенда, согласно которой византийский император предлагал Ольге стать его женой, а она хитростью отклонила это предложение — сначала она попросила Константина стать своим восприемником при крещении, а потом сослалась на то обстоятельство, что брак между крестным отцом и его крестницей по церковным канонам невозможен.

Вернувшись на Русь, княгиня Ольга занялась христианским просвещением народа. В своих землях она уничтожила языческие капища и воздвигла на их месте кресты. По указу княгини Ольги были построены храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Внимая наставлениям Патриарха Феофилакта о молитве, посте, воздержании и соблюдении церковного устава, Ольга особенно близко к сердцу приняла требование щедрой милостыни. Именно при ней началась столь характерная для русского христианства традиция сочетания рачительного государственного управления с широко поставленной благотворительностью.

Ольга употребляла все усилия, чтобы склонить Святослава к принятию крещения, но ее старания тщетными остались. "Как мне одному принять иной закон? Моя дружина будет смеяться надо мною", — отвечал матери сын.

Ольга молилась за сына день и ночь. Утешало ее и то, что Святослав, сам не хотевший и слушать о вере, другим не препятствовал принимать ее. И Ольга воспользовалась этим. В то время, когда Святослав находился в военных походах, княгиня воспитывала внуков — Владимира, Олега и Ярополка. Она не осмелилась крестить малолетних князей, опасаясь гнева своего сына. Но именно ее воспитание заронило в сердце Владимира семена христианской веры. Удивительно, но именно Владимира, будущего крестителя Руси, в детстве считали "самым языческим" из внуков Ольги и возлагали на него меньше всего надежд относительно принятия и тем более распространения на Руси христианства.

Крестившись, Ольга сразу начала думать о создании на Руси самостоятельной, независимой от Константинополя Церкви. Она понимала, что крещение Руси невозможно, если его будут воспринимать в народе как подчинение грекам.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини (по другой версии — ее младший сын или сын Игоря от другой жены) христианин Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что "плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди". Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Похоронили Ольгу непривычно для киевских князей скромно и тихо. Не было ни положенных в гроб сказочных богатств, ни ритуальных надгробных плачей. Княгиня категорически запретила тризны, лицедрания и насыпание кургана над ее могилой; она распорядилась только о посылке золота в Царьград к Патриарху на помин души. Христианские священники погребли ее с еще непривычными для киевлян молитвами и песнопениями о месте упокоения "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание".

Примерно через 10 лет пророчество Ольги о трагической кончине сына сбылось — он погиб в битве с печенегами. Из черепа Святослава для печенежского вождя сделали чашу, из которой он пил на пирах.

В 1007 году внук Ольги князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая останки благоверной княгини, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Как писал монах Иаков, мощи блаженной княгини сохранились от тлена. Её "светящееся яко солнце" тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святых равноапостольных жен. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Читайте также в рубрике "Религия"

 

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить