Священники не должны продавать таинства

"Сколько стоит покрестить ребенка?" "А повенчаться?" С такими вопросами люди обращаются в православные храмы ежедневно, даже не подозревая, что совершение таинств за деньги является грубым нарушением церковных канонов. Об этом в серии статей, написанных специально для "Правды.Ру", рассуждает священноигумен Феогност (Пушков).

Также читайте ранее опубликованные статьи на ту же тему:

Креститься… себе во вред

Решил креститься — докажи, что это всерьез

Во-первых, следует на всецерковном уровне в обязательном порядке (решением Поместного Собора) строго приказать исполнять указанную в начале нашего очерка "инструкцию" Отдела религиозного образования на каждом приходе. При этом указать, что священники, которые будут её нарушать, будут по прямому вмешательству "сверху" независимо от своего архиерея отправляться в запрет за профанацию Таинств.

Как это проконтролировать? Очень просто — в Москве должен быть создан такой центр (типа "конгрегации вероучения"), в который может банально "настучать" на приходского священника любой собрат или даже просто прихожанин. Мол, такой-то отец изволил крестить человека, который себя членом Церкви не мыслит и не собирается жить по-христиански, в общину учеников Христовых (т.е. Церковь) вливаться и не думает, а живет себе в своё удовольствие, ни постов, ни молитв, ни исповедей, ни причащений. Такого священника сразу вызвать в Москву и поставить перед присягой: "было — не было" (это если свидетельств будет недостаточно и возникнут сомнения). После этого указом патриарха его отправляют в запрет, этак, на пару лет.

А уж насколько это страшно для тех, кто пришел в священство "кормить свою семью от алтаря" в нашей священнической братии известно. Тут есть еще один положительный момент — те, кто пришел в Церковь не служить, а личную жизнь устраивать поуютней, очень быстро поскидывают рясы и побегут в мир, так как при сокращении достатка от треб всем волкам в овечьей шкуре придется искать другую наживу, а те, кто останется, будут бояться нарушить инструкцию, чтобы не потерять последнее.

Конечно, возникает вопрос: "А не будут ли местные архиереи против этого вмешательства центра в дела епархии"? Архиереи архиереям рознь! По проведенному мною (конечно, неофициальному) опросу иерархов УПЦ МП, многие из них — сторонники введения обязательной катехизации и общинной структуры Церкви. Но они не могут ничего добиться от своего духовенства, так как мягким советам и рекомендациям настоятели приходов не внимают, а на строгие предписания начинают реагировать нередко сопротивлением и смутой. Один из епископов мне так и сказал: "Батюшка, посмотрите, кто у нас сейчас митры протоиерейские и архимандритские носит? — Позавчерашние сапожники! Какую катехизацию вы ждёте от них, не умеющих даже проповедь внятно сказать? Они вот научились кадилом махать, да детей в купель окунать — и всё, это их потолок при уровне их IQ. А начни им навязывать готовые программы с катехизаторскими курсами, мол, вот давайте это читать каждому желающему креститься — так проблем не оберёшься с ними". Поэтому многие достойные архиереи будут, как мне кажется, не против того, чтобы и катехизация (с суровыми карами за её отсутствие) была, и им проблем не было. Ведь если "кары" будут исходить из центра, то местный епископ просто "умоет руки" перед своими клириками: "Видите, отцы, я тут не причём — это все сверху, так что против меня не бунтуйте". А против центра бунтовать не рискнут.

Читайте также: Церковь — не магазин, а община

Второе, что необходимо сделать — это немедленно вернуться к общине как к ячейке Церкви, то есть, формировать церковную жизнь на принципах общины, а не на принципах "прихода". Что это значит? В храме заводится книга реестра всех Таинств, в которую будут внесены не только ФИО участников, но и их домашние адреса и телефоны, чтобы пастырь имел возможность воздействовать на них, в случае если начнут "забывать" о посещении богослужения. Но — самое главное — к каждому храму приписан его округ. И священник может крестить, венчать, и отпевать (!) только тех, кто был членом приходской общины, которую он, как пастырь и иерей, возглавляет. Это так же должно быть прописано Поместным Собором.

Данное положение не означает, что житель г. Москвы не может быть членом общины в г. Подольске. Может, если он решил там креститься, но тогда священник этой общины будет его "донимать" на предмет посещения богослужения. И если он "завалится" в другой храм с просьбой отпеть родственников (или сам помрёт и его в "чужую" общину принесут отпевать), покрестить детей или повенчаться, его вежливо пошлют в свой приход, членом коего он является. А если не является членом Церкви, то не может быть ни венчан, ни отпет после смерти. И детей, конечно, крестить не сможет. Потому что важнейшим условием "действия" крещения в душе ребёнка является молитвенная атмосфера богослужения и причастия, в которой он должен расти.

Именно по такой модели существовала Церковь в доконстантиновскую эпоху, то есть, в первые три века своего существования, когда она была отделена от государства и даже нередко гонима им. Когда государство предоставило христианству легитимный и официальный статус государственной религии, тогда (и только тогда) такиемеры стали неактуальными.

Почему? Потому что все имперские чиновники и все жители "христианских городов" были "официально" христианами. Только это было не так, как ныне — может называться христианином, но ничего не соблюдать. Нет, тогда так было невозможно. Тогда был иной соблазн — ни во что не верить, но быть "прилежным прихожанином", исполняющим на людях посты и молитвы. Потому как если тот, кто крестился, дерзал потом отпадать от реальной христианской жизни, он (по эдикту императоров) лишался имеющихся у него ряда гражданских прав.

При довольно оседлом образе жизни тех времён каждый священник успешно контролировал посещаемость богослужения своей паствы. Но то было тогда. Сейчас так невозможно. Поэтому следует вернуться к строгим принципам, которые существуют в Церкви при её отделении от государства. Сегодня гражданин не обязан быть христианином, чтобы быть, скажем, москвичом или петербуржцем (к примеру, ни в древнем христианском Риме, ни в древнем Константинополе иноверец просто не мог жить в городе, он мог жить "за чертой оседлости", а если принимал веру, чтобы стать гражданином города, то городские власти следили за тем, насколько он прилежно исполняет требования христианского закона). В христианской империи за христианским благочинием тех, кто крестился и стал себя называть "христианином", следила сам империя. Сейчас за этим может следить только сама Церковь, что и следует ей делать.

О том, что община — реальность, а не миф, говорит опыт других Поместных Православных Церквей. Каноническая РПЦЗ, Американская Автокефальная Церковь, Американская архиепископия Константинопольского патриархата — все свидетельствуют о том, что введение таких принципов проходит весьма безболезненно (главное, чтобы сразу и во всей Церкви). Так, даже весьма либеральный экуменист ("снявший анафемы" с Римской Церкви) патриарх Константинопольский Афиногор писал о своём служении в Америке, о тех строгих принципах, которые он прописал каждому священнику: "Священник ни в коме случае не должен заниматься продажей Таинств. Тот, кто хочет крестить своего ребёнка или венчаться, должен быть реальным членом общины, помогать ей. В противном случае — пусть подождёт". Одна моя знакомая из РПЦЗ (канонической), приехала в Россию после "соединения Церквей" в 2007 году и опешила: "Да разве ж у вас есть церковность? У вас какой-то религиозный базар, где каждый, ни во что не веря, может поиграться с любой святынею. У нас такого нет. У нас очень редки разводы среди прихожан, потому что венчаются и крестят детей только реальные члены общины, зрелые в вере. Да, общины у нас не великие, но разве Христос гнался за количеством? Разве не качества веры требовали апостолы от желающих носить на себе великое христианское имя?" Такой отзыв о "возрождающейся религиозной жизни в России" я получил от человека, воспитанного в твердых церковных традициях. И полностью разделяю это мнение.

В III веке церковный писатель и священник Тертуллиан говорил про еретиков и вероотступников, отделившихся от Церкви и создавших свои секты: "Оглашенные [т.е. те, кто проходят подготовку ко крещению, изучают веру — иг. Ф.] у них становятся верными [т.е. принимают крещение — иг. Ф.] прежде, чем научаются вере". К сожалению, сегодня мы это видим в нашей Православной Церкви, а не у еретиков. Сегодня сектанты куда серьезней относятся к своей вере. Они хоть во что-то пытаются "обратить" свою жертву. Мы же стали даже хуже, чем те, о ком писал Тертуллиан. Мы даже не спрашиваем, кто во что верит, с какими намерениями заявился к нам и собирается ли он дальше жить по-христиански. У нас нет даже "формального" периода оглашения. Мы просто банально берём "на лапу" иудины сребреники и за них продаём бесценный дар веры тому, кто им не дорожит, кто тут же втопчет его в грязь своих пороков.

Мы не сможем противостоять соблазну "зилотских расколов" и сохранить внутреннюю идентичность Церкви своей сути, если немедленно не прекратим деградацию самих себя, то есть, нас как Церкви, деградацию из Невесты Христовой (каковой и должна быть Церковь) в девку, которая предлагает по сдельной цене части своего тела (Таинства).

У Церкви всегда должен существовать свой "шлагбаум", который она опускает перед носом желающего войти в Неё человека, и там, "у шлагбаума" проводит испытание его веры и причин, побудивших его прийти к Церкви. И лишь после тщательного испытания она открывает шлагбаум и впускает человека. Если его намерения серьёзны — он не оскорбится "проверкой документов". А если ему "не с чем войти" или намерения лишены серьезности, то лучше пусть он уйдёт сейчас, чем после того, как примет крещение. Ведь с крещёного спросится во сто крат строже, чем с некрещёного. Церковь не имеет права принимать в свои члены того, кто по существу своему оказывается ей чуждым и кто не собирается менять свою жизнь и своё мировоззрение (там, где оно противоречит Евангелию Христа).

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
Эксперт рассказал, зачем России "Третья сила"
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Путин: Новый атомный ледокол "Сибирь" поможет освоению Севера
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
США поставили в тупик испытания МБР "Ярс"
Эксперт разгадал загадку "небывалого товарооборота" Украины и США
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Российский "Триумф" в армии НАТО
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?