Пасхальное богослужение

Что происходит в пасхальную ночь?

Пасха. Полунощница, утреня, часы, литургия… Ночь темна, храм залит светом. Но вот на излете богослужения начинает светать, и в окно уже видно живое кольцо вокруг церкви. Корзины, яйца, куличи с воткнутыми свечами, горлышки бутылок. Люди ежатся на ветру, переминаются с ноги на ногу. "Что вы там так долго делаете? Почему батюшка не выходит освящать?" — искренне недоумевают они. "А вы что делаете снаружи, когда самое главное происходит внутри?" — не менее искренне недоумеваем мы. Такой вот диалог культур — секулярной и христианской. Что же происходит в храме в пасхальную ночь? Почему христиане ждут этой ночи целый год?

Пасхальное богослужение начинается около 11 вечера с полунощницы. Ее кульминация — канон Великой Субботы. Христос распят и погребен, Его ученики в печали и недоумении, скорбит даже природа. Но сквозь эту скорбь уже прорываются радостные нотки предчувствия Воскресения. И вот во время пения "Не рыдай Мене, Мати…" открываются царские врата. Священнослужители выходят из алтаря к Плащанице (плату с изображением погребенного Спасителя), кадят ее и при пении слов: "Востану бо и прославлюся…" — вносят Плащаницу на своих головах в алтарь через царские врата.

Наступает полночь. В храме — звенящая тишина. Люди с зажженными свечами и разноцветными фонариками замирают в ожидании первого пасхального песнопения — стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли, сподоби чистым сердцем Тебе славити". И вот оно звучит в первый раз — тихо, в закрытом алтаре. А может, послышалось, может, еще не время? Во второй раз эти слова звучат уже громче — тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат. Небесная радость врывается на землю. Открываются царские врата, и священнослужители выходят из алтаря с громким пением в третий раз: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех", а хор от лица всех молящихся продолжает: "И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Читайте также: Крест — напоминание о Пасхе

Фото: AP

Начинается трезвон. Все выходят из храма и трижды обходят его крестным ходом. Пустой храм символизирует пещеру, опустевшую после Воскресения Христова. Крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверьми храма — как бы у дверей гроба, где жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении. Настоятель становится лицом на восток и начинает утреню. Подобно ангелу, возвестившему женам-мироносицам радостную весть, он трижды поет тропарь Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". В этом тропаре содержится основная мысль Праздника — краткое и емкое изложение христианской веры: Христос воскрес, Своей смертью попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни для каждого из нас.

Священнослужители поют стихи псалма пророка Давида: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…" Этим выражается вера ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежда, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор пением "Христос воскресе…" как бы отвечает, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена, и праведникам дана жизнь вечная.

Открываются двери храма. Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы — в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.

Основное песнопение утрени — пасхальный канон с припевом к каждому тропарю "Христос воскресе…". Во время пения каждой песни канона священник с крестом и трисвещником, как знаком победы Христа над смертью, кадит иконы и молящихся, приветствуя их: "Христос воскресе!" На приветствие священника молящиеся отвечают: "Воистину воскресе!" Многократные приветствия священнослужителей напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа ученикам.

Есть в пасхальных песнопениях и прямой пересказ евангельских событий. Так, в песнопении ипакои: "Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от Гроба, слышаху от ангела…" — повествуется о том, как жены-мироносицы узнали о Воскресении Господа. В кондаке праздника: "Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне…" — кратко рассказывается о самом событии Воскресения Христова.

В конце утрени читается "Огласительное слово на Святую Пасху" святого Иоанна Златоуста. Златоуст призывает всех — и постившихся, и не постившихся — войти в радость Господа Воскресшего.

Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные часы, которые состоят из прославляющих Пасху кратких песнопений, и литургия. После начального литургийного возгласа: "Благословено Царство…" священнослужители поют: "Христос воскресе…" Литургия, всегда совершаемая в воспоминание Крестной смерти и Воскресения Спасителя, в эту ночь особенно прославляет Воскресение Христово. В ее песнопениях Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

Евангельское чтение Праздника благовествует о том, что Иисус Христос — Бог: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…" По древней практике Русской Церкви, Евангелие на литургии первого дня Пасхи читается на разных языках — в знак того, что Воскресение Христово проповедуется всем народам мира.

В конце службы под торжественный колокольный звон верующие приветствуют друг друга: "Христос воскресе!" — "Воистину воскресе!" А после этого наступает время освящения куличей и праздничной трапезы.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *