Косьма и Дамиан: Исцеление водой и верой

В предгорьях Крыма, в живописном ущелье, стоит каменная часовня, а возле нее — источник Савлух-Су, что означает Исцеляющий. Вода в нем прохладная, чистая и вкусная. Рассказывают, что она и в самом деле целебная. И часовню, и источник связывают с именами святых бессребреников Косьмы и Дамиана, которые, по преданию, некогда обитали в тех краях.

Предание гласит, что в царствование римского императора Диоклетиана жили в Асии два брата-лекаря, Косьма и Дамиан (в русской православной традиции — Козьма и Демьян). Братья вели строгий, целомудренный образ жизни, а также обладали даром исцеления болезней. Так как денег за лечение больных они не брали, их стали называть "бессребрениками". Они не просто лечили людей, но и творили настоящие чудеса. Так, якобы Косьма и Дамиан ампутировали одному из пациентов пораженную язвой ногу и вместо нее пришили… ногу недавно умершего мавра! Этот сюжет позднее нашел отражение во многих произведениях средневекового искусства.

Воспитанные родителями в христианской традиции, Косьма и Дамиан стали обращать в христианство и других людей. Так как на христиан тогда были гонения, то по приказу префекта Киликии Лисия братьев-лекарей взяли под арест и подвергли пыткам с целью добиться их отречения от веры. Однако пытки не нанесли им никакого вреда, и в конце концов, Косьму и Дамиана вместе с тремя младшими братьями казнили, отрубив им головы. Но есть и другая версия — что братьев сослали в Тавриду, где они занялись врачебной практикой и быстро завоевали популярность среди местного населения. Один человек, местный лекарь, позавидовал им черной завистью за то, что отбивали у него хлеб, и как-то, подкараулив братьев в горах, убил их. Сделав свое грязное дело, убийца зарыл тела жертв рядом с источником.

Читайте также: Семьдесят апостолов Иисуса Христа

Прошло немного времени, и сюда явился один из местных жителей. Этот злодей задумал избавиться от своей жены. Он привел ее к ущелью, сильно избил и бросил умирать. От побоев женщина потеряла зрение, но не скончалась. Она попыталась ползти по земле, но, наверное, в конце концов, погибла бы от голода, если бы перед ней вдруг не предстали двое незнакомцев, представившиеся врачевателями Косьмой и Дамианом. Они велели несчастной умыться из источника, и к ней возвратилось зрение. Вернувшись домой, она поведала свою историю односельчанам. Чтобы проверить ее слова, те принесли к источнику мертвого барана и бросили его в воду. На глазах очевидцев мертвое животное ожило!

В другой раз сюда пришел пастух, страдавший проказой. Он прилег у источника отдохнуть, и во сне к нему явились Косьма и Дамиан с нимбами над головой. Братья приказали больному погрузиться в воду. Тот мгновенно пробудился и окунулся в источник. Выйдя из воды, прокаженный опять уснул и опять увидел во сне святых братьев. Те сообщили, что он теперь будет совершенно здоров, но должен ежегодно первого июля омывать тело в источнике и советовать другим страждущим делать то же.

Версия о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Крыму достаточно распространена среди местного населения. Впрочем, имеются сведения о том, что братья практиковали сначала в порту Эгея залива Искендерун (сейчас там расположен современный турецкий город Айас, а затем перебрались в римскую провинцию Сирия. Эгейский порт был расположен достаточно близко к Тавриде. Возможно, поэтому и возникла легенда. Храмы же в честь святых врачевателей Косьмы и Дамиана впоследствии стали строиться по всему миру. Память их празднуется Православной Церковью 14 ноября по новому стилю.

Ученый-историк Кондараки в своем "Универсальном описании Крыма" полагает, что еще в эпоху раннего христианства у источника стоял храм во имя Косьмы и Дамиана, однако по каким-то причинам он был впоследствии разрушен. Несмотря на это, к источнику продолжали стекаться паломники. Ежегодно первого июля здесь проходили храмовые праздники.

В 50-х годах XIX века один симферопольский купец, искупавшись в источнике, вылечился от недуга и построил на этом месте сруб, куда поместил образа Святых Косьмы и Дамиана. В 1895 году по распоряжению архиепископа Таврического Иннокентия тут была заложена обитель. Она просуществовала до 1923 года, когда монастырь был закрыт, и в его здании разместилось управление Крымского заповедника. Во время Великой Отечественной войны неподалеку, на горе Черная, располагался партизанский штаб. Опасаясь диверсий, фашисты взорвали бывший монастырь. Но паломничества к Савлух-Су продолжаются и по сей день. Сегодня там находится санаторий.

Читайте также: Что сказал бы нам Серафим Саровский?

В Москве также есть храм святых Косьмы и Дамиана. Он находится в начале Столешникова переулка, недалеко от памятника Юрию Долгорукому. Это один из древнейших храмов столицы. Его полное именование — храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. По одной из исторических версий, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, который скрепил своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. К тому-то времени и относится первое упоминание храма: "Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана".

Самым древним названием храма было "Космы и Дамиана на Ржищах", что возвращает нас аж ко временам основания Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца ХVIII века, чередуясь с официальным "в Шубине". Но в документах ХVIII столетия можно встретить и другое название храма — "Космы и Дамиана, что за Гагариным двором", так как позади церкви, на Тверской улице, с ХVII века стояли палаты князей Гагариных. Еще одним названием, ходившем в ХVIII столетии, было "Космы и Дамиана за золотой решеткой".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Пушков прокомментировал решение Украины об ужесточении въезда россиян
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
Google рассказал, что и как болит у россиян по запросам в поисковике
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Google рассказал, что и как болит у россиян по запросам в поисковике
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Родителям рассказали, как правильно выбрать школьную форму
Новый миропорядок: против России нет шансов — Владимир ГРОМОВ
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Искусственный интеллект и политика: грядут войны роботов и беспилотников?
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Литва "помогла" Украине летальным оружием советских времен
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Басманный суд Москвы: дело Серебренникова
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Резня в Сургуте: все подробности атаки и комментарии экспертов
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга