19 августа празднуется Яблочный Спас

Человеку нужно освящение больше, чем яблокам

19 августа православные христиане празднуют Преображение Господне. В народе этот праздник называется "Второй Спас", и известен он тем, что в церкви освящают яблоки. Неужели яблоки играют настолько важную роль в жизни человека, что день их освящения Церковь включила в число двунадесятых (двенадцати самых значимых) праздников? Какую смысловую нагрузку на самом деле несет праздник Преображения?

Праздник Преображения — один из самых древних в Церкви. Первые упоминания о нем восходят к IV веку. Празднуемое событие описано в трех Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки — причём описания эти очень похожи. Преображение происходит незадолго до предательства, распятия и Воскресения Христова. За шесть дней до него Иисус задает своим ученикам ключевой вопрос: "За кого вы Меня почитаете?" Ведь кем только не считали Его современники! Кто — Иоанном Крестителем, кто — Илией или кем-то другим из пророков. Апостол Петр дает краткий и верный ответ: "Ты — Христос, Сын Бога Живого". Именно это исповедание Господь назвал камнем, на котором будет построена Церковь. Тогда же Он сказал кажущиеся непонятными слова: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем". Мы знаем, что Царство Божие на земле не наступило ни тогда, ни сейчас, когда земная жизнь апостолов уже давно оборвалась. Но не мог же Бог солгать?

Читайте также: Успенский пост, или Цветы для Бога

Евангелие повествует, что Иисус взял апостолов Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды сделались белыми как свет. Потом явились Моисей и Илия и беседовали с Ним. Один из пораженных апостолов воскликнул: "Хорошо нам быть здесь!" — и хотел было предложить построить на этой горе шалаши и остаться навсегда, но тут всех стоящих осенило светлое облако, и из него раздался голос: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики испугались и пали ниц. Иисус коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то уже не увидели никого, кроме своего Учителя. Он запретил им рассказывать о произошедшем, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Преображение Господне — одно из самых таинственных Евангельских событий. В кратком повествовании о нем можно выделить множество смысловых пластов. Самое важное и самое очевидное — это явление Бога как Троицы: апостолы слышали голос Отца, были с Сыном и видели Духа Святого в виде светлого облака.

 

 

Почему из всех ветхозаветных праведников были избраны именно Моисей и Илия? Через Моисея Бог дал Израилю заповеди — ветхозаветный Закон. Илия был одним из великих пророков, который имеет уникальную судьбу: он не умер, как умирают все люди, а был живым взят на небо. С одной стороны, Моисей и Илия символизируют основу ветхозаветной религии — Закон и пророков, с другой — показывают, что Христос имеет власть над жизнью и смертью. Здесь же, на Фаворе, происходит встреча Ветхого и Нового заветов: пророков, служивших Богу до Его воплощения, и апостолов, призванных проповедовать Бога, ставшего Человеком.

Читайте также: Успенский пост — короткий, но строгий

Но зачем вообще нужно было Преображение? Только ли для того, чтобы открыть все эти истины? Ответ мы можем найти в кондаке — кратком церковном песнопении, выражающем суть праздника. В нем говорится, что Христос преобразился и показал ученикам Свою славу настолько, насколько они могли вместить, чтобы когда они увидели Его на кресте, поняли истинную суть происходящего и проповедали миру, что Он — Сын Божий.

Почему апостолы — взрослые, сознательные люди — в такой важный момент выражают совершенно неуместное желание строить палатки? Ключ к ответу на этот вопрос — в возгласе "как хорошо нам быть здесь!" Ученикам так хорошо, как не было никогда в жизни. Естественно, что они хотят остаться в таком состоянии навсегда, отсюда и желание остаться на этом месте. Но истинный источник этой радости — не гора в пустыне, а Тот, Кто стоит на ней.

Невозможно увидеть Преображение, не преобразившись самому. Именно об этом преображении говорил Христос как о видении Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. На Фаворе апостолы пережили опыт Царства Небесного — того Царства, о котором Христос говорил, что оно внутри нас. Это не место и не время, это состояние человека в тот момент, когда он с Богом, когда в нем нет места не только злу, но и просто суете. И апостолы свидетельствуют о нем: "Хорошо нам здесь быть!"

Вот это преображение, этот опыт жизни в Царстве Небесном Церковь хочет подарить человеку. Каждый из нас в любой момент своей жизни может попасть на Фавор и пережить опыт Петра, Иакова и Иоанна, как свой собственный — и здесь мы не будем первопроходцами, об этой возможности имеется множество свидетельств. Праздник Преображения призван напомнить нам о ней.

Но при чем же здесь яблоки? Все просто: к дате, на которую приходится Преображение, как раз созревал виноград — именно о его освящении идет речь в чине. На Руси, где виноград растет только в отдельных регионах, его заменили фруктом, который поспевает примерно в это время — яблоком. Поэтому в этот день после праздничной Литургии читается молитва на освящение первых плодов урожая. А на самой Литургии совершается Таинство Евхаристии, в котором Бог преображает человека и вводит его в Царство Небесное. Стоит ли, зная об этом, дожидаться на улице освящения яблок? Или имеет смысл сделать шаг через порог храма навстречу Богу, Пришедшему, чтобы освятить тебя самого?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить