Плоды земные и свет нетварный

19 августа по новому стилю Русская и другие поместные православные Церкви празднуют Преображение Господне. В этот праздник вспоминается событие, описанное в Евангелии, когда Спаситель с тремя учениками взошел на гору и преобразился пред ними, представ во славе Божества. В знак того, что вся природа ожидает грядущего обновления, освящают плоды.

В этот день в православных храмах сияют белые ризы. Белые богослужебные облачения духовенства, покрывала на аналоях, престоле и жертвеннике символизируют нетварный фаворский свет, который видели апостолы в момент Преображения. По традиции храм также украшают белыми цветами, а женщины надевают белоснежные платки.

Вот как описан фаворский свет в трех Евангелиях:

"и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (От Матфея 17:2)

"Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить" (От Марка 9:3)

"И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею." (От Луки 9:29)

Если следить за хронологией евангельских событий, то чудо Преображения Господня было явлено весной, незадолго до крестных страданий Господа Иисуса Христа и Пасхи. Но в церковной традиции праздник отмечают летом, потому что он символизирует радость будущего века, несовместимую с покаянным настроем и печалью Великого Поста.

В этот день Христос взял троих Своих учеников: Петра, Иоанна и Иакова, и возвел их с Собой на гору Фавор. Это был прообраз восхождения в Царство Небесное. В Евангелии не уточняется, как именно называлась гора, на которую взошел Господь с учениками, но согласно церковному преданию считается, что это была гора Фавор в Галилее. Некоторые ученые пришли к выводу, что описанные события произошли на другой горе — Ермоне. "Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася", — сказано в пророческом 88-м псалме, слова которого поются в праздник на богослужении.

Читайте также: Успенский пост — короткий, но строгий

Высота Горы, как толковал ее блаженный Феофилакт, означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов — богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве.

Почему именно этих учеников удостоил Господь быть свидетелями Своей славы? Эти апостолы были носителями трех главных христианских добродетелей. Узрят Христа прежде всего те, которые имеют такую веру и ревность о Славе Божией, как апостол Петр; такую любовь к Богу, которую имел Иоанн Богослов (его и называют — апостол любви); такую кротость и смирение, как у апостола Иакова, которого можно назвать апостолом смирения.

Тогда же на горе явились пророки Моисей и Илия. Каждый из этих пророков считается боговидцем — Моисей был удостоен видения Господа на Синае, а Илия — на Хориве. Но тогда они видели Творца только прикровенно, а теперь они лицом к Лицу стоят тут с воплотившимся Богом и беседуют с Ним о том подвиге, который будет Он совершать в Иерусалиме. Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, "один умерший и другой, еще не испытавший смерти", предстали для того, чтобы показать, что "Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей". Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.

"Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии", — восклицает в этот момент апостол Петр. Святые отцы так раскрывают смысл этих слов: не уходи, Господи, не иди на Крест и нас не веди за Собою; останемся лучше здесь, где нам так хорошо. Но Христос прерывает чудное видение, а сходя с Фавора, вновь говорит ученикам о Своих грядущих страданиях и воскресении из мертвых.

В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех бывших на горе своей тенью, и из этого облака раздался Голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: "встаньте и не бойтесь".

Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей и проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Об этом говорится в кондаке праздника.

"В день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой", — говорил в проповеди на этот праздник митрополит Антоний Сурожский.

В Праздник Преображения после Божественной литургии принято освящать плоды. Этот обычай восходит к VIII веку. В древности этот обычай означал, что люди приносили начатки своих трудов Богу для освящения. Сегодня, когда фрукты люди приносят в большинстве случаев покупные, это символизирует, что вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. В этот день можно освящать любые плоды — яблоки, груши, виноград, абрикосы и даже арбузы.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде