Савва Освященный ввел в своем монастыре устав, пришедший и на Русь

Савва Освященный — автор "Типикона"

Преподобный Савва Освященный — палестинский монах, живший полтора тысячелетия назад. Несмотря на расстояние в пространстве и времени, с его наследием знаком практически каждый современный православный христианин, живущий в России. Савва Освященный ввел в своем монастыре устав, который пришел и на Русь. Его запись известна нам под названием "Типикон". Именно на эту книгу ссылаются все церковные календари с указанием разной строгости постов.

Савва родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Когда он был направлен по делам воинской службы в Александрию, то взял с собой жену, а сына оставил на попечение дяди. В восемь лет мальчик пришел в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.

После возвращения родителей Савва отказался покинуть монастырь и в возрасте семнадцати лет принял монашеский постриг. Проведя в этом монастыре десять лет, он отправился в паломничество в Иерусалим, а оттуда — в палестинский монастырь Евфимия Великого. После знакомства с Евфимием Савва, по его совету, перешел в другой монастырь, известным своим строгим общежительным уставом. В нем он провел семнадцать лет в послушании у Аввы Феоктиста, а после его смерти ушел в затвор. Лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу.

Читайте также: Игумен, построивший Троицкую церковь

Проведя в затворе пять лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим. После его смерти Савва ушел в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского. Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году они построили пещерную церковь, вокруг которой впоследствии выросла лавра Саввы Освященного.

Всего преподобный Савва основал в Иорданской пустыне семь общежительных монастырей. При иерусалимском патриархе Салюстии монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить "Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града". Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских монастырей. Прозвание "Освященный" означает, что Савва был рукоположен в священный сан, что среди монахов первых веков было редкостью.

Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских спорах относительно решений Халкидонского собора. Самым главным деянием этого собора была выработка терминов, в которых можно говорить о соединении Божественной и человеческой природ во Христе. На Халкидонском соборе были осуждены монофиситы, учившие, что Иисус Христос был только Богом, а Его человечество было "ненастоящим". Савва, приглашенный в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник православной веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов. После смерти Анастасия при императоре Иустине I споры завершились, и Савва вернулся в свой монастырь.

Читайте также: Откуда Церковь узнала, что Рублев святой?

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года. Первое его житие написал его современник Кирилл Скифопольский — для людей, живших рядом с Саввой, его святость не вызывала сомнений. В 1256 году мощи преподобного Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы.

Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений — по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь. Также сохранились свидетельства об исцелении им больных и бесноватых.

В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введен написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский или Палестинский. Позднее он был введен в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси он появился в широком употреблении в XIV веке — со времени митрополита Киевского Киприана.

Устав преподобного Саввы в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей его времени. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

Остается открытым вопрос, насколько подходят для современного россиянина-мирянина правила поста и молитвы, созданные для древнего палестинца-монаха. Более современного устава в Русской Православной Церкви пока нет. Типикон признается неким образцом, высотой аскезы, которой достигают лишь немногие. В нашей реальности устав постов намного мягче: каждый христианин по совету с духовником может выбрать ту меру, которая, с одной стороны, позволит ему сохранять здоровье и полноценно трудиться на своем рабочем месте, а с другой стороны, все же будет для него пусть небольшим, но подвигом отказа от чего бы то ни было.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить