Фантастические главы христианской истории

Есть ли тайны в христианстве? Безусловно, и очень много. Речь не идет о вероучении, открытом Господом Богом через Священное Писание и предание. Но существуют парадоксы, особенно в житийной литературе, которые однозначно оценить очень трудно. Некоторые считают такие агиографии вымышленными. Хотя отмахнуться всегда проще, чем попытаться осмыслить.

В одном из посланий святого апостола Павла есть такие строки: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8: 19-21). О чем здесь может идти речь, если в другом месте Священного Писания говорится, что "земля и все дела на ней сгорят" (2-е Петр. 3:10)? Значит "тварь" − не обязательно нынешняя природа, обреченная на уничтожение? Кроме этого вряд ли что-то неживое может ждать и надеяться. Следовательно, можно предположить, что это написано как раз о живых существах, способных испытывать такие чувства.

Читайте также: Святой Уар - молитвенник за самоубийц?

Известно, что даже святые отцы допускали несколько толкований одних и тех же цитат из Библии, и далеко не потому, что какое-то из них неверно (если, конечно, там не присутствует расхождение с учением церкви). Но глубина смысла Писания такова, что ее при всем желании не втиснешь в самое совершенное человеческое размышление. Тем не менее, можно попытаться предположить, что это за тварь, если обратиться к другому благословленному церковью источнику − агиографическим описаниям жизни святых.

Например, в житии преподобного Павла Фивейского, известного египетского пустынника, которое составил блаженный Иероним Стридонский, описан один довольно интересный случай: "…во время ночного отдохновения было открыто Антонию, что есть другой монах гораздо лучше его, и что он должен отправиться в путь, чтобы видеть этого подвижника. И вот, при первых лучах света, почтенный старец, поддерживая посохом нетвердые члены, отправился в путь, сам не зная куда. Уже наступил полдень, и, несмотря на сильный солнечный зной, старец продолжал идти, говоря: "… верую Богу моему, что Он покажет мне раба Своего, обещанного мне". Но большее этого чудо: Антоний видит странное существо, частью человека, частью коня, которое на языке поэтов зовется иппокентавром: увидевши его, Антоний осенил чело изображением спасительного знамения. "Эй ты, − сказал он, − в какой части пустыни обитает раб Божий"? Иппокентавр, бормоча что-то варварское, и скорее коверкая, чем произнося слова, при ужасе старца, старался ласково говорить с ним; протянувши правую руку, он указал ему желанный путь, и, бросившись в бег по широким полям с быстротою птицы, скрылся из глаз удивленного старца. Мы ее знаем, представил ли диавол призрачное существо для устрашения старца, или в самом деле в пустыне, обильной чудовищными животными, родятся и такие звери. Антоний, недоумевая и рассуждая с собою о том, что видел, идет далее. Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тела оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щит веры и броню надежды. Упомянутое животное принесло ему для дорожного продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомого существа: "Кто ты"?, получил такой ответ: "Я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мира, и во всю землю прошло вещание Его". − Слыша такие слова, престарелый путник орошал лицообильными слезами, изливавшимися от избытка сердечной радости. Он радовался о славе Христа и о погибели сатаны, и, удивляясь, что может понимать речь обитателя пустыни, ударяя жезлом в землю, говорил: "Горе тебе, Александрия, вместо Бога чтущая разные диковины! Горе тебе, град блудницы, куда стеклись злые духи (daemonia) всего мира. Что та скажешь теперь? Звери призывают имя Христово, а ты чтишь разные диковины"! Не успел старец договорить этих слов, как рогатое животное удалилось как бы летучим бегом..."

Читайте также: Феодор Томский - то ли старец, то ли царь

Можно представить себе демона, который выкрикивает имя Христово, призывая Богочеловека не изгонять его. Но бес, просящий о молитве за него подвижника, − это нонсенс, если помнить о масштабах сатанинской гордыни. Поэтому уместно предположить, что как много у Бога обителей на небесах (Ин. 14:2), так и разнообразны Его земные творения. Конечно, это не повод доверять каждому явившемуся вам "обитателю пустыни", которым вполне может оказаться и притворившийся доброжелательным демон. Но такая фантастическая глава христианской истории призывает прежде всего вспомнить об относительности своего познания окружающего мира и благодаря этому смирить гордыню собственного ума.

Некоторые возражают, что, мол, в иппокентавров и прочих тварей верить абсурдно. Если подобное заявляют атеисты-материалисты, то, конечно, сие весьма понятно. Но христиан, которые сомневаются в правдивости агиографий из-за таких вот "фантастических" элементов в них, хочется спросить: чем реальнее хождение по водам и сотворение пищи на несколько тысяч человек из пяти хлебов? В конце концов, воскрешение мертвых также противоречит тому, что считается у неверующих здравым смыслом. Но именно оно − один из основных пунктов христианского учения, приводящего от человеческого к божественному. Кстати, римский историк Плиний писал о том, что иппокентавров приводили в Рим, чем вызывали удивление и настоящий восторг римских граждан.

Есть еще один пример парадоксальной "фантастической" агиографии − житие святого мученика Христофора Песьеглавца, жившего в ІІІ веке н.э. По легенде он происходил из племени варваров, имеющих главу пса, − кинокефалов. Возможно, что подвижник был просто уродлив внешне, поэтому его лицо вызывало аналогию с собачьей мордой. Существует и другая версия: от рождения святой был наделен красотой, но видя, что она прельщает женщин и вводит их в соблазн, он обратился к Богу с мольбой о прекращении этого и стал казаться окружающим песьеглавцем. Как бы там ни было, наряду с образами, изображающими святого просто как великана, несущего на плечах Богомладенца Христа, широко распространена зооморфная иконография мученика. И это еще раз говорит о том, что нечеловеческие существа, не являющиеся одновременно ангелами или бесами, возможно, не абсолютный вымысел.

Читайте также: Канонизация – традиция или потребность?

В конце концов, не зря в церкви с древнейших времен существует специальный чин крещения, через который проходят дети, рожденные с довольно-таки странным обликом. Это чинопоследование, кроме всего прочего, содержит уточнение: "Аще (если) человек…". Ответ на вопрос, почему появляются на свет дети с такими "звериными" уродствами, остается открытым. Хотя выдвигалось множество версий: от случайных деформаций тельца малыша внутри материнской утробы до имевшей место в роду несчастного ребенка зоофилии…. Но ни одна пока не признана наукой как верная.

А пока ученые теряются в догадках, почему мир шокируют такие сенсации, церковь усердно молится за этот мир и будет рада, если Господь, кроме людей, спасет другие роды живых существ, тоже нуждающихся в Его помощи и прощении…

Читайте самое интересное в разделе "Религия"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Это свершится совсем скоро, буквально на днях. "Аллея правителей" пополнится бюстом первого президента России Бориса Ельцина. Избежать этого уже невозможно...

Будет стоять: зачем Москву украсят бюстом Ельцина

Пока Россия ведет на дипломатическом фронте войну с США и Великобританией, ближайшие союзники Москвы по СНГ начали постепенно сближаться с Вашингтоном.

Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Комментарии
Ввод флота России в Азовское море напугал Украину
США подстрекают Украину повысить тарифы на газ
Россия официально обвинила Британию и США в сирийской химатаке
В США рассказали, какие контрмеры России были бы наиболее неприятны
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Анатолий Заиченко: Как КРЫМ заинтересовывал иностранных инвесторов
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Анатолий Заиченко: Как КРЫМ заинтересовывал иностранных инвесторов
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Будет стоять: зачем Москву украсят бюстом Ельцина
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Непрошеный гость: Франция собралась "строить новую Сирию"
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Будет стоять: зачем Москву украсят бюстом Ельцина