Футболка с черепами — "экстремистский материал"?

Организаторы антихристианской выставки "Запретное искусство" на этой неделе были приговорены к денежным штрафам. В то же время православный радикал Константин Душенов, известный антисемитскими выступлениями, отбывает трехлетний срок наказания в колонии-поселении. Будет ли популярная футболка с черепами признана "экстремистским материалом"?

О том, что и почему следует называть "оскорблением чувств" и "экстремизмом", в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" рассуждает Виктор Милитарев, координатор Русского общественного движения "РОД".

— Виктор Юрьевич, Великим Постом прошлого года патриарх Кирилл в своей проповеди осудил лозунг "Православие или смерть!". Стоит ли православным защищать его сейчас?

— Одно другому не мешает. Я тезисы Святейшего вполне разделяю, но это не отменяет того факта, что этот лозунг можно понимать иначе, чтобы он был не подвержен критике. Тот же протодиакон Кураев часто использует этот лозунг, говоря, что "Православие или смерть!" — это разговор о том, что или мы в массе примем православие, или вымрем, потому что только православие может заставить русских людей рожать. "Православие или смерть!" — достаточно традиционный лозунг в Сербии и в Греции. Это не вчера придумали, этот лозунг никак не является монополией правых расколов. Он в Сербии употребляется всеми православными, это традиционный четнический лозунг. Вопрос-то даже не в том, верен лозунг или не верен. Вопрос в том, что прокуратура решила проверять не является ли он экстремистским, проверяла группу "Вконтакте", на человека подали в суд и его могут реально посадить.

Либеральная и левая общественность хором кричит о том, как обидели художников Самодурова, какое это ужасное нарушение свободы совести, что им штраф присудили, что это ужасная 282-я статья, но все эти люди абсолютно сквозь пальцы смотрят на то, что по этой статье посадили огромное количество русских националистов, в том числе православных. Я не разделяю взглядов Константина Душенова, но совершенно очевидно, что дело Душенова и дело Самодурова вполне могут быть сопоставимы, потому что и в том, и в другом случае людей обвиняли в том, что они кого-то оскорбляют.

Я не понимаю, почему Душенов отбывает те самые три года колонии-поселения, а когда прокурор открыл рот и предложил дать такие же сроки Самодурову и Ерофееву, это вызвало массовую истерику. Я хочу, чтобы защитники Самодурова и Ерофеева объяснили мне, чем антихристианская публицистика, выраженная в форме "свободного искусства", что, на мой взгляд — "отягчающее обстоятельство", является менее злокачественной, менее нарушающей права других людей и общественные приличия, чем черносотенная публицистика Душенова.

Я просто привожу пример Душенова как свежий. Дел таких десятки. Лично я вообще за отмену 282-й статьи. Я считаю, что если бы не было 282-й статьи и по ней бы русских православных националистов не сажали, меня бы вполне устроил штраф, который был присужден Самодурову и Ерофееву, и формулировка лучше всего была бы "за хулиганство", а не за "разжигание национальной и религиозной розни". Откуда иммунитет у кураторов современного искусства?

— Как вы оцениваете приговор организаторам выставки "Современное искусство"?

— Приговор я оцениваю как несправедливо мягкий. Я не настолько кровожаден, как мой друг Леонид Симонович-Никшич, требующий реального срока. Но условный срок был бы справедливым свидетельством преступного характера деятельности "современных художников", грубо оскорбляющих общественный вкус и религиозные чувства христиан, нарушающих социальные нормы приличия. Поскольку православие является традиционной религией государствообразующего русского народа, то это является оскорблением и национальных чувств русского народа.

Почему я так считаю? Тому есть две причины. Во-первых, возможно, в другой ситуации можно было бы ограничиться и штрафом, но когда Константина Душенова приговорил к трем годам колонии-поселения, а сейчас пытаются посадить человека за ношение футболки с надписью "Православие или смерть!", приговор, вынесенный Самодурову и Ерофееву, представляется мне демонстративным. То есть, заявляется, что наши религиозные и национальные чувства оскорблять можно, а вот высказывать радикально православные лозунги или критиковать иудаизм — это экстремизм.

Это несправедливо. Я совсем не поклонник публицистики Душенова, она мне представляется действительно экстремистской, но если уж за такие слова отправляют, как выражались при советской власти, "на химию", то и за картинки, выставленные Самодуровым иЕрофеевым, стоит отправлять "на химию". Если судебное производство против человека в упомянутой футболке будет прекращено, а Душенов будет отпущен на свободу, его дело пересмотрено и ему присужден штраф, тогда приговор Самодурову и Ерофееву может стать справедливым.

Но это не единственная причина, по которой у меня вызывает возмущение излишняя мягкость этого приговора. Я в принципе сторонник свободы совести. Критиковать православие публично, причем в резкой форме, в светском государстве абсолютно допустимо. И мы, верующие, должны это терпеть как граждане государства, если мы не хотим, чтобы нас лишили права критиковать атеизм или, к примеру, ваххабизм.

Другое дело, что у нас всегда остается свобода выразить свои личные чувства как в политических действиях типа сожжения книг, картин, так и в достаточно резких действиях, как алтарники храма Святителя Николая в Пыжах в свое время ответили контр-перфомансом на перфоманс, устроенный организаторами кощунственной выставки. Но попытка выдать резкую и злобную критику христианства за "свободное творчество", которое общество "должно уважать" это, по-моему, запредельный цинизм. Тем более, что там никакое искусство не ночевало.

— Пресс-секретарь патриарха протоиерей Владимир Вигилянский недано заявил, что, надевая футболку с надписью "Православие или смерть!" человек тем самым говорит только о своем личном выборе, о своей готовности умереть за веру. Его выбор не может кого-то задевать или ущемлять. Тем не менее, есть немало людей, которых просто пугает сам факт, что люди делают такой личный выбор.

— Тут такой редкий случай, когда я стопроцентно поддерживаю слова отца Владимира, абсолютно с ним согласен. И абсолютно согласен с заданным вопросом. Я понимаю, что в тех кругах, в которых функционируют Самодуров и Ерофеев, действительно есть немалое число людей, у которых вызывает страх на грани истерики само наличие в нашей стране людей, готовых сделать выбор "православие или смерть". Тусовки-то пересекаются, знакомые общие есть. Постоянно там ведутся разговоры: "опасность клерикализации", "возрождается инквизиция"… Обязательно — про "попов на "мерседесе"", про пресловутые "часы патриарха". Они боятся "фанатиков"и "погромов".

Вся истерика началась, когда алтарники храма святителя Николая в Пыжах пришли и ответили им контрперфомансом. С того момента каждое выступление хоругвеносцев, каждый правый перформанс, который хоругвеносцы проводили, например, с книжкой про Гарри Поттера, фотографией певицы "Мадонны" вызывало истерику. Эти люди абсолютно уверены, что за право-православными кругами стоит государство и "КГБ". Так же, как антифа уверены, что за русскими националистами и скинхедами стоит государство и КГБ. Поэтому, когда антифа побьют скинхедов, они никакое государство не привлекают, а если скинхеды побьют антифа, то это непременно им КГБ заказало. То же самое и здесь. В определенных лево-либеральных кругах все это вызывает истерику и страхи. Отсюда — такая истерическая реакция на футболку.

— Нужно ли православному мэйнстриму дистанцироваться от правых радикалов?

— Правые радикалы — это одно из течений в православной общественности. Отмежевываться от них надо, когда делают абсолютно не соответствующие церковному мэйнстриму заявления. Я вполне могу представить, что высказывания Душенова, (другое дело, что он сейчас в колонии и я не хочу пинать, даже "за дело", тех, кто невинно страдает), высказывания Алексея Добычина, архимандрита Петра (Кучера), иеросхимонаха Рафаила (Берестова), иеромонаха Василия (Мозгового) часто могли быть подвергнуты критике.

В то же время, существуют правые радикалы, которые, будучи монархистами черностотенного толка, никак не выпадают из общецерковного мэйнстрима. Я имею прежде всего в виду Союз православных братств и Союз православных хоругвеносцев Леонида Донатовича Симоновича-Никшича. Имея радикально-правые взгляды, тем не менее, они никогда не переходят границ, поддерживают деятельность священноначалия. Например, летом 2008 года они выступили против диомидовских провокаций, за что Леонид Донатович пострадал. Когда Никшич при смерти лежал в больнице с общирным инфарктом, игумен Кирилл (Сахаров) в отсутствие Леонида "уволил" его с должности главы СПБ. Поступок, на мой взгляд, недостойный не то что, священника и монаха, а просто порядочного человека.

Возвращаясь к теме вопроса — подытожу. Наша Церковь достаточно широка и терпима. И в ней найдется место всем — и "правым", и "левым" и "центристам".

Читайте также в рубрике "Религия"

 

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *