Патриарх ходатайствует за семейные ценности

За последние годы тема семьи, брака и воспитания детей стала главной в повестке дня православно-патриотической общественности. В поддержку традиционной семьи прошли многотысячные митинги. Вчера патриарх Кирилл направил руководству Российской Федерации ряд предложений по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве.

Активисты борьбы "против ювенальной юстиции" постоянно упрекали предстоятеля Русской церкви за равнодушие к их проблемам. Дескать, патриарх — "по ту сторону фронта, заодно с властями, которые собираются отобрать наших детей", "нас он не слышит, наших чаяний не понимает". Вчерашнее заявление первоиерарха доказало, что это отнюдь не так: и слышит, и понимает, только, в отличие от радикалов, не считает, что Церковь должна стать оппозиционной по отношению к государству. Потому что найти решения семейных и демографических проблем возможно только в условиях церковно-государственного диалога.

Патриарх Кирилл внес ряд предложений по противодействию абортам. Как сообщает официальный сайт Московского патриархата, предстоятель Русской церкви советует "принять ведомственную инструкцию Минздравсоцразвития, ставящую перед врачом в качестве приоритетной задачу по сохранению беременности и запрещающую врачебные инициативы по ее прерыванию, предписывающую в обязательном порядке и в полном объеме знакомить женщин со всеми негативными последствиями и рисками при совершении абортов". По его мнению, аборты также не должны совершаться на средства налогоплательщиков, среди которых есть и принципиальные противники абортов.

Патриарх Кирилл также предлагает "создать при каждом роддоме центр кризисной беременности с участием психолога и представителей традиционных религий. Направлять женщин, пожелавших прервать беременность, на собеседование в указанный центр".

Первоиерарх не обошел вниманием и многодетные семьи. По его мнению, следует "приравнять труд матери по воспитанию детей к другому общественно полезному труду, установив, в частности, пособия по многодетности (при условии социальной адаптированности семьи) на уровне средней заработной платы для региона, а также включив период времени, в течение которого женщина получала такие пособия, в страховой стаж для назначения пенсии по старости". Кроме того, по мнению патриарха Кирилла, для многодетных семей следует создавать жилищные проекты "с учетом близости к образовательной инфраструктуре", а также "предусмотреть в федеральном законодательстве право многодетных семей на летний отдых в составе всей семьи и финансовые механизмы обеспечения этого права".

Следующий раздел документа посвящен детям, оставшимся без попечения родителей. По мнению патриарха Кирилла, нужно "сделать систему помощи детям, оставшимся без попечения родителей, более прозрачной для участия в ней волонтеров и контроля со стороны авторитетных общественных и религиозных организаций".

Как отметил предстоятель Русской церкви, следует "допустить на законодательном уровне возможность не только секулярного, но и традиционного религиозного воспитания детей в детских домах при условии соблюдения прав ребенка и санитарных норм. Признать за ребенком право на духовную жизнь и участие в таинствах Церкви, богослужениях, приходских мероприятиях и разработать соответствующий правовой механизм реализации этого права. Предусмотреть среди разновидностей так называемой временной опеки, наряду с проведением каникул и пребыванием в гостях, временную опеку для организации посещения богослужения".

В области законотворческой работы, связанной с защитой семьи и детства, патриарх Кирилл считает необходимым законодательно обеспечить приоритетную возможность семьи самостоятельно решать вопросы, касающиеся ее внутренней жизни, создать дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей, включая формирование их мировоззрения и образа жизни, ограждение их от опасных и безнравственных поступков, регламентацию их режима дня, исполнения ими религиозных предписаний, общения с противоположным полом, ознакомления с учебными материалами, печатной, аудио- и видеопродукцией, интернет-сайтами.

"Исключить появление в законах и подзаконных актах неконкретных оснований для вмешательства в жизнь семьи, таких как "ненадлежащее воспитание", "низкий материальный уровень", "психическое насилие", либо конкретизировать соответствующие положения", — отмечено в документе.

Сегодня в России менее шести процентов от всех семей решаются обзавестись третьим ребенком. Количество семей, в которых детей больше трех, и вовсе приближается к статистической погрешности. В то же время демографы считают, что просто для поддержания численности населения на одном уровне, не говоря уже о его росте, необходимо, чтобы 60% семей имели троих детей. Это при том условии, что в остальных 40% семей детей будет не менее двух. С учетом того, что часть детей умрет, не достигнув зрелого возраста, а часть выросших детей создавать собственные семьи и рожать детей не будет, в следующем поколении родителей будет примерно столько же, сколько и в первом.

Среди многодетных родителей в России преобладают люди религиозные, в зависимости от региона или национальности православные или мусульмане. Много среди них священнических семей. Например, в семье протоиерея Иоанна и Надежды Осяк из Ростова-на-Дону, которая получила в минувшем 2010 году Международную премию Андрея Первозванного "За Веру и Верность", 18 детей и уже пять внуков. В то же время беспокойство со стороны верующих семей вызывали случаи произвола органов опеки. Они не согласны признать примат в деле воспитания детей за государством, а не за семьей.

156-я статья Уголовного кодекса РФ грозит тремя годами тюрьмы за "ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей". Но какое именно воспитание официально может быть признано "ненадлежащим", нигде не уточняется. Можно ли считать "насилием над ребенком" запрет на просмотр "взрослых" сайтов, ограничение сладостей в пост или случай, когда родители препятствуют сыну-подростку ходить на свидания с его другом-геем? Сегодня относительно каждого конкретного случая "насилия в семье" решение принимают местные сотрудники органов опеки и судьи. Вы уверены, что все они абсолютно неподкупны, непредвзяты и мудры в последней инстанции? Тогда над общими положениями еще предстоит работать.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *