Успенский пост, или Цветы для Бога

Успенский пост — самый молодой многодневный пост Православной Церкви. Свидетельства о предпасхальном посте встречаются уже со II века, о Петровом — с IV-V века. При этом целый ряд уставов и типиконов до XII века, перечисляющих все посты и точнейшим образом определяющих их режим, не упоминают об Успенском посте.

Из кратких уставов, известных доныне, впервые указание на Успенский пост мы встречаем в типиконе южно-итальянского Николо-Казулянского монастыря, основанного в 1099 году выходцами из Греции. Этот типикон, вероятнее всего, составлен в XII веке из иерусалимского и студийского уставов и из преданий самого монастыря.

Одно из первых упоминаний об Успенском посте мы находим и в деяниях так называемого "собора соединения", происходившего в 920 году. Этот собор постановил непозволительность четвертого брака, более того, даже троеженцам было разрешено причащаться всего лишь три раза в год: на Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Христово, так как этим праздникам предшествуют посты.

В XI-XII веке появляется специальное исследование некоего Анастасия Кесарийского об этом посте. Древность поста он доказывает ссылками на свидетельства о нем Антиохийских Патриархов и собора соединения и приходит к выводу, что пост соблюдался еще до императора Льва Мудрого (конец IX — начало X века). Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. На нем было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (с 14 по 27 августа по новому стилю).

Читайте также: Пост — дело не личное, а соборное

Мы видим, что на протяжении истории Церкви ее уставы о постах меняются, причем в сторону большей строгости. Появляются новые многодневные посты, к которым не призывал при Своей земной жизни Иисус Христос и которых не устанавливали апостолы. Что это — садомазохизм, попытка власть предержащих сделать народ более внушаемым и управляемым или все же нечто иное?

Когда любящий дарит любимой цветы, для них обоих это действо наполнено теплом и глубоким смыслом. А для стороннего наблюдателя, который никогда не любил и не был любимым, это всего лишь излишняя суета и пустая трата денег. Зачем дарить цветы, если они через несколько дней завянут, а через несколько недель о них никто и не вспомнит? Но дело ведь не столько в самих цветах, сколько в тех чувствах, которые через них можно выразить, и которые потерялись бы в неубедительных словах при попытке их проговорить. Проявить любовь, оторвав что-либо от себя и подарив другому — это нормально.

О бессмысленности христианской аскезы любят рассуждать люди, которые никогда не пытались разобраться, что жеэто такое, а тем более применить полученные знания на практике. Для них пост — это всего лишь гастрономические причуды в лучшем случае непонятных людей, в худшем — мракобесов. Давайте попробуем посмотреть на это церковное установление не холодным взглядом стороннего наблюдателя, а изнутри христианской традиции.

Читайте также: Батюшка, благословите не поститься!

Скажу банальность: пост — это не кулинарный вопрос. Эту банальность перед каждым многодневным постом повторяют священники и христианские публицисты, а потом она тонет в вопросах "так все-таки, что можно есть?", "а рыбку можно?", "а креветка — это рыба или овощ?" на страницах попсовой литературы о "православной кухне". Пост — это не суровое лицо и вечное "низзя, но хоцца". Пост — это цветы, которые любящие дарят Любимому.

Человек любит Бога и хочет чем-то эту любовь засвидетельствовать, как-то ее проявить. Универсальный способ это сделать — пожертвовать чем-то, отдать что-то свое просто так. Пост, каким он должен быть, подразумевает не только отказ от котлеты. Время, которое человек потратил бы на ее приготовление и неспешное поглощение перед экраном телевизора, логично потратить на молитву или доброе дело. Деньги, которые она стоит, логично отдать нуждающемуся.

Верно говорят, что Богу нет дела до того, что у меня в тарелке. Но Ему есть дело до того, что у меня в душе. А состояние души человека непостящегося, постящегося формально и постящегося по-настоящему действительно разное.

Читайте также: Успенский пост — короткий, но строгий

Любовь — самое парадоксальное чувство из всех, которые может испытывать человек. Когда ты даришь цветы, несмотря на то, что они сегодня есть, а завтра исчезнут, взамен ты получаешь гораздо больше. Ты получаешь тепло, одно воспоминание о котором согреет тебя, когда тебе будет холодно. То же самое и с постом. Человек выходит навстречу Богу, показывает свое желание стать лучше, сделать свою жизнь осмысленнее, делает шаг к настоящему счастью и полноте бытия. И Бог делает шаг навстречу человеку, дает ему силы и мудрость идти по этому пути и дальше. Все остальное — это уже технические вопросы, имеющие смысл лишь тогда, когда сделан осознанный первый шаг.

Логика Церкви в вопросе утверждения Успенского поста — это логика любви к Богу и Божией Матери, праздником в честь которой этот пост заканчивается. А еще это логика любви к человеку. Бог каждому дает столько, сколько тот готов вместить. В мелкую душу, заполненную страстями и суетой, много любви и радости не войдет. В широкую душу, да еще и очищенную от всего наносного, войдет гораздо больше.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Тайна "Прометея": куда направлен ЗРК С-500
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Аляску продали, сдали в аренду или подарили?
Аляску продали, сдали в аренду или подарили?
В исчезновении аргентинской субмарины нащупали британский след
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
Разведка США начала расследование по Путину
"Одесса превратилась в ничто" — сорванный концерт Райкина обсуждают в Сети
"Одесса превратилась в ничто" — сорванный концерт Райкина обсуждают в Сети
Хиллари Клинтон определила главную угрозу нацбезопасности США
Разведка США начала расследование по Путину
Немцы-энтузиасты ищут "Янтарную комнату" в центре Европы
Как воевать с "Черными дроздами"
За билетами на "Нуриева" в кассы Большого театра выстроилась очередь
Главу МИД ФРГ разозлил конфликт между Россией и США из-за СМИ
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Разведка США начала расследование по Путину
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?