Свобода от страстей: Раб Божий − кто он?

Многие нецерковные люди негодуют на христианство за то, что в нем человек считает себя рабом Божиим. По их мнению, это угнетает свободу личности и унижает верующего. Но действительно ли этот статус значит второсортность и безволие, или же речь о новой свободе, начинающейся со смирения перед Богом и полного принятия Его Воли в собственной жизни?

Если на вопрос, что значит раб Божий, поискать ответ в Священном Писании, то в первую очередь это слова святого первоверховного апостола Петра: "…такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, − как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии" (1-е Петр. 2:15-16). Апостол говорит, по сути, о принципиально новом способе восприятия мира, сущность которого − избавление от страстей путем сознательного отказа от них ради Бога.

Читайте также: Константин Пархоменко: путь к миру - уважение

Для язычества, которому активно противостояла молодая христианская Церковь, это было немыслимо: ведь языческие боги, сами будучи зависимыми от своих стихий (не только земных, но и чувственных; не случайно существовали боги любви, зависти, мести, гнева и т.д.), не могли сделать свободными от них смертных людей. Христианство же почитает от тех времен до нашего ХХІ века Сына Божия, имеющего власть над земным и небесным и в то же время не подчиняющегося ничьей власти на земле и на небе, кроме власти Отца (причем по смирению, так как все Лица Святой Троицы равны между собой). Более того: "Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу", − пишет преподобный подвижник VI-VII веков, святой Иоанн Лествичник. Поэтому, провозглашая себя рабом живого Бога, христианин свидетельствует о пути преодоления рабства земных стихий и пороков ради иной духовной реальности, царствия небесного, ради которого будет разрушена эта земля и все дела на ней.

Такие взгляды на жизнь всегда высмеивались в языческих обществах, в том числе современном, где вместо древних Ваала и Астарты царят идолы успеха, красоты, доллара и супермаркета. Никто не говорит, что четыре последних плохи сами по себе: плоха только жизнь ради них. И эти кумиры порабощают человеческий разум гораздо сильнее, чем любое традиционное христианское вероучение, только вот за внешним лоском не заметно, насколько сильно человек ко всему этому прилипает и на какие мерзкие даже с точки зрения языческой морали поступки может пойти ради того, чтобы его не потерять.

Читайте также: Вера как душа, Церковь как Тело Христово

Декларация о свободе от веры в сочетании с плохо скрываемой зависимостью от мирских благ − то же самое, что лекция о здоровье с сигаретой в руках. Можно послушать, конечно, но ничего, кроме иронической улыбки, по большому счету не вызывает. Именно с горькой иронией писал когда-то о таких проповедниках псевдосвободы святой апостол Петр: "Обещают им свободу, будучи сами рабы тления" (2-е Петр. 2:18-19). Раб Божий − это человек, принявший сознательное решение переступить через рабство тления и идти дальше, ко спасению во Христе. Хотя Сам Богочеловек предупредил своих учеников о том, что мир, которым правит дьявол, пренебрежения к себе не прощает…

Но, к счастью, всегда находились и находятся те, кто, несмотря на насмешки и гонения, имеют свободу открыто заявить, что они − рабы Божии, как это сделал в одной из своих публикаций "протодиакон всея Руси", отец Андрей Кураев: "Словосочетание раб Божий − это словосочетание не закабаляющее, не унижающее, а освобождающее.Потому что если я − раб Божий, я больше ничей ни раб. Во-первых, это означает, что я уже ни раб моих страстей и привычек, во-вторых, я ни раб общественных мнений − я ни раб НТВ и "Московского комсомольца", потому что я из иных источников черпаю свое суждение, оценки и реакции, не этим я питаю свою душу и свой ум. Я ни раб политических партий, я ни раб мод, если я действительно раб Божий не на словах, а на деле. Вспомните классический принцип феодального общества − человек, который имеет статус слуги царя − самый свободный человек в обществе, потому что если я слуга царя, я больше ничей ни слуга, ни один феодал надо мною не имеет власти. Если я раб Божий − это означает, что у меня есть принцип дипломатической неприкосновенности в мире сем как таковом. Ничто больше не властвует надо мною".

Читайте также: Об обидах верующих и защите святынь

Раб Божий − это еще и первая ступень спасительной веры, без которой невозможно стать на две последующих − наемника и сына. Если охарактеризовать этот этап становления личности в богопознании словами Священного Писания, то на ум приходит строка из притчей Соломоновых: "Начало премудрости страх Господень" (Притч. 1:7). Такой страх не имеет ничего общего с трусостью − он скорее похож на опасение обидеть того, кого искренне и сильно любишь. Когда человек любит, он всегда в какой-то степени становится рабом своей любви по крайней мере, потому что не может и не хочет без нее жить. Когда человек серьезно чем-то увлечен, нельзя сказать, что он полностью свободен от своего хобби. Но мы относимся ко всему этому вполне нормально, потому что понимаем − без таких привязанностей не бывает развития, а значит, не формируется и личность человека как таковая.

Но если земная любовь к другому человеку может выродиться в обыкновенную похоть, "любовную лихорадку", а увлечение любимым делом − превратиться в настоящую зависимость от него, то любовь к Богу, если ее, конечно, не путают с обычным фанатизмом, ведет к спасению и вечности.

В вечности же те, кто при жизни имел смирение назвать себя рабом Божиим, будет называться Сыном Всевышнего. Об этом во время Своей земной жизни говорил Сам Богочеловек Иисус Христос: "… раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:35-36). Он "принял на себя зрак раба" для того, чтобы сделать рабов тления и смерти сыновьями Божиими. Но для того, чтобы приобщиться к этой Жертве, нужно иметь смелость сказать правду себе о себе же. И через это стать лучше и совершеннее в Том, Кто может сделать из раба Господня бога по благодати…

Читайте самое интересное в разделе "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Кремль рассказал о причинах войны Запада с Россией

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры