Три святителя: "мы имеем у Бога равное достоинство"

"Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство".

Так писал великий агиограф святитель Димитрий Ростовский о трех светочах Православной Церкви, так передал он слова, сказанные ими в видении митрополиту Иоанну Евхаитскому, "ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости".

Было это в 1084 году, когда, как гласит устоявшееся Церковное Предание, митрополиту Иоанну явились три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — и разрешили длительный спор, которому предавался народ Константинополя. Спорили — кто из троих церковных учителей выше перед Богом? Дело доходило до раздоров: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

В чудесном же видении святители объявили, что перед Господом они равны, и повелели установить общий день празднования их памяти. Так новый праздник был установлен (по юлианскому календарю) в конце января — то есть месяца, в котором празднуется память каждого из трех святителей (первого января старого стиля — Василия Великого; 25 января старого стиля — Григория Богослова и 27 января старого стиля — Иоанна Златоуста). Митрополит Иоанн Евхаитский составил каноны, тропари и похвалы к новому дню чествования трех иерархов. Общая память их совершается 30 января по старому стилю или 12 февраля — по новому.

Трое этих великих иерархов были самыми любимыми и почитаемыми в Византии. Также глубоко почитали их и на Руси. "Три Святителя", "Три Иерарха", "Златоуст" — такие имена носили русские корабли.

И сейчас любой новоначальный христианин, даже еще, может быть, еще не зная ничего о самих святителях, соприкоснется с их драгоценным духовным наследием. Повседневно в храмах совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста, а в Великий Пост — литургия Василия Великого. Вслушиваясь в слова рождественских, богоявленских, пасхальных канонов, мы слышим перефразированные гимнографом Иоанном Дамаскиным отрывки из сочинений Григория Богослова, насыщенные истинной поэзией. Да и открыв любой молитвослов, мы обязательно прочтем обращения к Богу этих великих святых, дошедшие до нас через века.

Читайте также: Ефрем Сирин: путь от преступника к святому

Трое святителей издавна считаются Отцами Церкви, ее вероучительными столпами. Они жили в IV-V веках, и это было время напряженного столкновения языческой и христианской традиций. А также время блуждания неустойчивых умов, разброда, ересей и шатаний внутри самой Церкви. В той неустанной духовной борьбе, что вели три иерарха, оружием им служили крепкая вера, искреннее благочестие, проявлявшееся в том числе и в самоотверженно-аскетическом образе жизни, и острым ум, вооруженный самыми разнообразными глубокими познаниями. Они не отвергали светскую культуру, призывали изучать ее, "уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым" (Василий Великий. "К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями"). Святые служили народу примером высокой нравственности. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они вели активную общественную деятельность.

Святой Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Происходил он из богатого и знатного рода и с детства воспитывался в благочестии родителями-христианами. В воспитании Василия принимала участие также его бабка Макрина, отличавшаяся высокой образованностью. Всего в семье будущего святителя было десять детей — пять сыновей и пять дочерей. Впоследствии пятеро из десяти были причислены к лику святых.

Получив первоначальное образование у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, святой Василий обучался затем в Константинополе, где слушал выдающихся ораторов и философов. Центром же классического просвещения в то время считались Афины. Там Василий Великий приобрел глубокие познания во многих гуманитарных науках, а также в астрономии, математике, физике, медицине…

Здесь же, в Афинах, он тесно подружился с будущим святителем Григорием Богословом, с которым был знаком и ранее и имел много общего. Ведь святой Григорий Богослов также родился в Кесарии Каппадокийской, в 326 году. От матери Нонны — благочестивой христианки — он получил первоначальное воспитание, которое сам для себя почитал наиважнейшим. Отец же его, Григорий, впоследствии стал епископом Назианзским.

Так же как и Василий Великий, Григорий Богослов был человеком выдающихся способностей. Он усердно учился в школах Кесарии Палестинской, в Александрии, и, наконец, в Афинах. Вспоминая эти годы учебы, святитель Григорий в похвальном слове святителю Василию говорил: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних".

Возвратившись в Кесарию около 357 года, святой Василий некоторое время преподавал риторику. Его друг святой Григорий также некоторое время был преподавателем риторики, но в Афинах, где остался по окончании обучения по просьбе афинян. Затем он вернулся на родину.

Когда после путешествия в Египет, Сирию, Палестину святой Василий, вдохновленный примером великих христианских подвижников, решил сам удалиться от мира, он увлек за собой в пустыню и своего друга Григория Богослова. Оба они жили в большой строгости, много работали, не гнушаясь самым тяжелым трудом, вели по-настоящему аскетическую жизнь. Оба будущих иерарха занимались изучением Священного Писания, сами составляли богословские труды.

Читайте также: Канун поста: неделя о мытаре и фарисее

Подобный же начальный путь — от получения блестящего светского образования до иночества — прошел и святитель Иоанн Златоуст. Он родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника, рано потерял отца, и его воспитывала в христианской вере мать Анфуса.

Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания — и тот считал его лучшим своим учеником. Богословие изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа Тарсийского, и епископа Мелетия. Как и два других будущих святителя, он досконально изучал все, за что брался, при этом рано приступил к углубленному изучению Священного Писания.

После смерти матери святой Иоанн принял иночество, которое называл "истинной философией". Уединяясь в пещере, два года он соблюдал полное безмолвие. За четыре года, проведенные в пустыне, Иоанн Златоуст написал труды "Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни".

Три будущих святителя очень любили и ценили удаленную от светской суеты монашескую жизнь, но всех Господь призвал к общественной деятельности в качестве Церковных иерархов. Все трое были поставлены в Церкви сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами.

Василий Великий покинул пустыню в те дни, когда Церковь призывала дать отпор распространившемуся лжеучению Ария. В 370 году он заступил на место митрополита Каппадокийского. В тяжелое для Церкви время святой Василий проявил себя пламенным защитником православной веры, его главные сочинения были направлены на истолкование неискаженного христианского учения о Пресвятой Троице.

Вообще за свою короткую жизнь святитель Василий составил множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святой Григорий Богослов, вызванный из пустыни отцом-епископом, который нуждался в помощнике, был рукоположен в пресвитеры в 361 году. Его друг Василий Великий, будучи уже в высоком сане архиепископа, обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где святым Василием была основана епархия. Он считал, что таким образом Григорий может поддержать его в борьбе с арианством в Каппадокии. На епископстве настаивал и отец Григория, и, несмотря на все свои колебания и нежелание, святой Григорий все-таки был рукоположен в 372 году.

Читайте также: Ереси: как Спаситель "спектакль" разыграл

Впоследствии он возглавил Константинопольскую кафедру, боролся против ереси Македония, отрицавшего Божество Святого Духа, принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Но потом отказался от борьбы за власть иерарха. "Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь схожу с него добровольно. К тому убеждает меня и телесное мое состояние. Один за мной долг — смерть; все отдано Богу. Но забота моя единственно о Тебе, моя Троица! О, если б иметь Тебе защитником какой-нибудь язык благообученный, по крайней мере исполненный свободы и рвения! Прощайте и воспоминайте о трудах моих!" — таковы были его слова.

Последние годы святителя Григория прошли в аскетических подвигах в его родном селении Арианз, близ Назианза.

За свои глубокие богословские творения святитель Григорий был почтен высоким наименованием Богослова — подобно Евангелисту Иоанну, любимому ученику Христа. В одной из молитв Церковь называет святителя Григория умом самым высоким. Оставил также после себя Григорий Богослов и несколько стихотворных сочинений. На смерть своего друга святого Василия Великого он написал Надгробное Слово, ставшее одним из лучших его творений.

Иоанн Златоуст получил сан пресвитера в 386 году. На него была возложена обязанность проповедовать Слово Божие, и святой в течение двенадцати лет проповедовал в храме при большом стечении народа. Паста стала именовать его Златоустом — за редкий дар боговдохновенного слова. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.

Святитель часто говорил проповеди, призывал в них слушателей к истинной вере, милосердию и добрым делам. Он смело обличал пороки — скупость богачей, гордость, честолюбие, охоту к увеселениям. За это много вытерпел от врагов, но не переставал обличать распущенность столичных нравов, особенно императорского двора. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы Евдоксии, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде".

Читайте также: Что есть Бог — "нечто" или Личность?

Литературное наследство Иоанна Златоуста, включающее трактаты, письма и проповеди, почти полностью сохранилось. Сейчас нередко читать его сочинения рекомендуют новоначальным христианам — ведь до сих пор живое, яркое и образное слово Златоуста звучит свежо и современно. Его ликующее "Огласительное слово на Пасху", читаемое во время Пасхальной литургии — лучшее исповедание Христа Воскресшего — емкое и сильное, способное проникнуть в глубину сердца любого, кто захочет вслушаться: "Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти".

Сколько веков минуло, а кажется, что живые голоса трех святителей звучат совсем рядом…

"Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго…"

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Басманный суд Москвы: дело Серебренникова
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Резня в Сургуте: все подробности атаки и комментарии экспертов
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков