Сребролюбие или дар любящих?

Упрек в тяготении к богатствам и роскоши - один из самых популярных, которые кидают в лицо всем священнослужителям, от простого сельского батюшки до патриарха. Какой же ответ может дать Библия сомневающимся и упрекающим? Правда ли, что по евангельским заповедям богатство всегда дурно? Ответить на вопрос поможет воспоминание Великого вторника.

Часы, машины, квартиры, драгоценное облачение, бросающаяся в глаза роскошь — вот что раздражает многих при взгляде на священство. Хотя, конечно, лишь малая часть священнослужителей Русской православной Церкви может похвастаться подобными "знаками отличия". Если отвлечься от Москвы и других крупных городов и обратить взгляд на села, деревни и провинции, то картина там предстанет совершенно другая.

В свое время диакон Андрей Кураев рассказывал, как несколько батюшек из сельских церквей не могли попасть к нему на лекцию лишь потому, что… у них не нашлось денег на автобусный билет. Но бедность — отличительная черта не только провинциальных священников. Нередко и московские батюшки живут вместе с женой и кучей детей на скромнейшую сумму, не достигающую и тысячи долларов в месяц, и плата за требы — единственный способ для них держаться на плаву.

Однако, глаза многих раздражают куда более редкие священники на дорогих или просто новых машинах, а уж часы патриарха Кирилла и вовсе стали камнем преткновения для тысяч и тысяч. При взгляде на суетную роскошь невольно вспоминаются строки из Евангелия — и про Иисуса Христа, вошедшего в Иерусалим не верхом на белом коне, а всего лишь на скромном ослике, и Его же заповедь о том, что не следует апостолам брать в дорогу ни лишнего посоха, ни лишней сумы. "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания", — заповедал Спаситель ученикам.

Читайте также: Страстной понедельник: проклятие смоковницы

Вспоминается и история с богатым юношей, который захотел стать апостолом, но прежде должен был расстаться со своим имением — раздать все нищим. На это юноша пойти не смог, и ушел от Христа с сокрушенным сердцем и сбереженным кошельком.

Но нынешние возмущения — не первые в истории Церкви. Пальму первенства по негодованию на "неподобающую роскошь" держат не кто иные, как… апостолы Христовы.

В день Великого вторника Церковь вспоминает, как Иисусу были оказаны поистине царские, дорогостоящие почести, и Он не отказался от них. Противоречил ли Сам Себе Спаситель?

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он этоне потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (Евангелие от Иоанна)

 

Согласно другим Евангелиям, возмущаться и протестовать подобными расходами принялся не один Иуда, который, по мнению Иоанна, имел свой интерес. Как отмечает, например, евангелист Матфей, негодовали все апостолы. А это значит одно-единственное: подобное поведение Христа было не в порядке вещей. Раньше Спаситель не принимал подобного дорогостоящего поклонения, иначе Его ученики не нашли бы в этой ситуации ничего возмутительного.

Отдельно, кстати, стоит упомянуть и о той сумме, которую называет Иуда, "на глазок" определивший стоимость драгоценных благовоний. Триста динариев — это приблизительно семьдесят пять сребренников, то есть, в два с половиной раза дороже, чем "цена раба", тридцать сребренников, которые первосвященники дадут Искариоту за Самого Христа.

Что же отвечает на возмущение апостолов Христос? Он не говорит им "Я царь Израилев" и не указывает на свой высочайший статус Сына Божьего, Которому, строго говоря, подобают совершенно любые почести. Лишь одно-единственное объяснение приводит Иисус своим недоумевающим ученикам — близость собственной смерти.

Читайте также: Вербное воскресение: пять дней до казни

Через несколько дней Он будет распят на кресте, и запах благовоний смешается с запахом пота и крови. Роскошь, которой Его сейчас чествуют — не символ Его высокого статуса и не для того предназначена, чтобы вызывать благоговение у жителей Иерусалима. Это — последнее приношение Царю перед его смертью. Нищие были, есть и будут, а явить живому Христу любовь уже совсем скоро будет невозможно. Не ради своей гордыни и не ради тщеславия Иисус принимает драгоценный дар. Не для того, чтобы на равных говорить с "сильными мира сего" и стоять с ними на одной доске.

Только внутренняя полная готовность к жертве, даже до смерти, дает человеку, вслед за Христом, свободу от искушений мирской роскошью. И, наверное, в какой-то мере — свободу ее принимать, но только как дар любящих, а не как что-то, к чему тяготеет душа или что нужно для создания "имиджа" в глазах окружающих.

В противном случае, вспоминается история, произошедшая с величайшим католическим богословом, святым Фомой Аквинским. У него был школьный товарищ, который сделался кардиналом и жил в папском дворце в Ватикане, в Риме. Однажды Фома поехал навестить друга, и кардинал повел его по дворцу и показал ему все сокровища и богатства, которые там хранились. А под конец радостно заявил: "Теперь мы не можем сказать того, что сказал апостол Петр хромому нищему, просившему его о подаянии: "Серебра и золота нет у нас" (Деян. 3:6). На это Фома отвечал, продолжая цитату из Деяний: "Но зато вы и не можете сказать, как сказал нищему апостол Петр: встань и ходи!"

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Ветеран СОБРа из Подмосковья воевал с коллекторами при помощи арсенала оружия и экзоскелета
Украина ужесточает въезд для россиян
Украина ужесточает въезд для россиян
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Литва "помогла" Украине летальным оружием советских времен
Космонавты-смертники из СССР были на Луне - 29 сентября 2003 г.
Порошенко возвестил о желании поднять украинский флаг над Севастополем
Кравчук: Украина "кинула" Россию с Крымом в 1991 году
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Почему человечество может остаться без мороженого
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара