Молитва и взаимопомощь побеждают страх

Окутанные дымом люди бегут по своим делам, суетятся, но даже маски и респираторы на лицах не могут скрыть страх. Распространяются тревожные слухи. Как сохранить в такой ситуации душевное равновесие, не впасть в панику? Об этом "Правде.Ру" рассказал протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском Университете.

"Опасения, страх в таком состоянии — вещь естественная. Не надо языческого героизма, не стоит титана из себя делать, воображать, что нам тут все моря по колено. Конечно же, нужно каждому человеку, на Бога надеясь, самому не плошать, применять естественные средства для сохранения здоровья, носить влажные маски, стараться избегать долгого пребывания на улице", — считает отец Максим.

По мнению известного священника, "долгом нашей любви о ближних, о детях, о стариках, о тех, которые не слишком здоровы, будет, если есть такая возможность, помочь им уехать из очагов бедствия, будь то наша столица или другие места". "Помочь погорельцам — и это дело христианской любви. Родным, неродным, знакомым можно помочь выбраться кому билетом, кому адресом. Детей, конечно, нужно увозить из Москвы и подобного рода мест, если есть хоть какая-то возможность", — отметил он.

"А тем из нас, кто должен оставаться, кто не может бросить свое место труда по нравственным, профессиональным и жизненным обстоятельствам — ну, не уедет же священник, врач, милиционер — это может стать школой чуть более глубокой жизни, если мы сознательно к этому состоянию отнесемся", — подчеркнул священник.

Как рассказал он, "когда в физическом отношении так все плохо, тут даже соблазны всякие отходят, дурь в голову не лезет. Пить вредно. Развлекаться? Да какие тут развлечения, тут бы от дома до работы или от службы до дома добежать".

"И вот это время, которое у нас образуется, нужно постараться занять неким духовным усилием. Если душа будет работать — ну, не как-то грандиозно, не как в "Добротолюбии", хотя бы чуть более внимательно молиться. Несколько другие книги читать, придя домой, не впериться в телевизор, в сериал за сериалом или новость за новостью про те же самые пожары и героического министра Шойгу и прочих героев-огнеборцев", — советует отец Максим.

Читайте также: Аномальная жара — повод задуматься о вечном

Протоиерей подчеркнул, что "тогда, может быть, мы что-то приобретем для души, чуть вырастим нашего внутреннего сокровенного человека. А когда он крепнет, то внешнее для нас меньше начинает значить. Это такой закон духовной жизни, когда духовная жизнь в человеке укрепляется, он становится менее зависимым от внешнихусловий".

— Отец Максим, что бы вы посоветовали людям, которые не имеют опыта молитвы, но сейчас хотели бы помолиться? С чего следует начать? Какие читать молитвы?

— Людям, которые никогда не молились, я бы посоветовал все же, пожалуй, дойти до храма. Есть такое дело: человек, который пришел в церковь помолиться — он будет в фарватере плыть, за лидером на велосипеде ехать. Вместе с другими проще молиться — своими словами, или что-нибудь понимая из того, что в церкви происходит. Например, мы же знаем, что после каждой литургии нам благословлено служить молебны о ниспослании дождя и о прочих нуждах. Так лучше будет.

Главное — не превратить первый опыт молитвы в обретение какого-то магического к ней отношения. Скажут про две-три специальные молитовки, может быть, в газетах их напечатают — вот, если ими молиться, то они особенно помогут. Дело не в том, какими словами молиться, дело в том, как молиться. Эти первые, идеальные молитвы, словами Господа нашего "Отче наш", занявшие несколько минут или секунд, могут стать опытом богообщения.

Читайте также: Спасет ли покаяние от жары

— Сейчас распространяются разные слухи, в том числе апокалиптического характера. Люди строят версии: "Господь наказывает Россию за грехи такого-то политика". Что можно на это ответить?

— Про политиков могу ответить конкретным примером. При святом императоре Юстиниане, одном из величайших христианских политиков, Византию неоднократно постигали колоссальные природные катаклизмы. В частности, описано такое явление в истории: примерно полтора года что-то происходило с солнцем — я сейчас не готов объяснить это астрономически. Оно было видно все время мутно и светило слабо, было очень сильное похолодание и почти ничего вырастить было нельзя. Ну что, мы скажем, что это было за грехи православной империи при одном из благочестивейших и глубоко верующих императоров? Нет, конечно. Все неизъяснимо сопрягается в Божием промышлении о мире. Так же и здесь.

Ежели хочется соотнести нынешние бедствия с грехами, то христианским подходом будет соотнести это со своим грехом. Задуматься, какая моя есть капля, или не капля, а ручеек в том, что ныне происходит с нашей Родиной, с погодой на нашей Родине. А выносить скорые вердикты о политиках, деятелях Церкви, общественных системах — это легкий путь. В очередной раз сказать: "Я вижу виноватых, но я к этим виноватым уж точно не отношусь".

Эту и другие статьи рубрики "Религия" можно обсудить в группе на "Facebook"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить