Вера как душа, Церковь как Тело Христово

Сегодня можно очень часто услышать такие рассуждения: зачем, мол, мне ходить в Церковь, если там плохой поп, а мне, хорошему, комфортнее верить в Бога дома (перед телевизором, добавим мы)? Для чего мне ударяться в религию, если православные ведут себя не лучше моего? И вправду, зачем человечество тысячелетиями нуждалось в религии, если вера в душе?

Дать объективный ответ на такие вопросы можно, лишь обратившись к истории христианства, начавшейся в Ветхом Завете. Господь выводит из Египта свой избранный народ, дает им через пророка Моисея азы верного богопочитания и в контексте последнего учит Израиль… ходить в церковь, то есть к новосозданной скинии. Целая книга Пятикнижия — Левит — и главы из других четырех посвящаются не чему иному, как литургике, то есть основам правильного богослужения.

Читайте также: Когда религия играет последнюю роль

Далее — святой царь и пророк Давид, у которого и Бог в душе, и вера (также в душе) однозначно были, а он немало потрудился над созданием церковных песнопений. Почему этой гениальной в своей вере личности, которая, по словам одного святого отца, "главой касалась небес", не было довольно скромненького самодела в виде "веры без религии"? Кто-кто, а он, выдающийся богослов и пророк, мог бы оправдать свое прелюбодеяние с Вирсавией красивыми словами. Но он не стал этого делать. Покаяние и принесение жертвы за грех — может быть, скучноватый для романтически настроенных критиков Церкви итог. Но именно этот путь, через восстановление с Церковью, выбирали Божии угодники, в том числе, и праотец Мессии Давид.

Это Ветхий Завет, безусловно. Но и в Новом Завете путь к Богу никогда не проходил мимо храма и Церкви в целом. Не говоря уже о том, что Иерусалимский храм по Закону Божиему посещал Сам Христос, и первостепенной задачей апостольской миссии было именно устроение поместных церквей: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14:23). Появились новые храмы и новые священники, служащие уже не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, как и Богочеловек перед Престолом Отца. Уместно спросить: если действительно достаточно "просто верить", то почему обрядовая, литургическая часть настолько важна во все времена существования Церкви — и в ветхое, и в новое? Вспомним, что до ХХ века не возникало массового желания противопоставить веру в Бога и религию, за исключением отдельных философских изысканий.

Бич современной эпохи — это не тотальная свобода нравов, а ее частое сочетание с невежеством. Свобода выбора сама по себе не плоха и не хороша: какие-либо выводы могут появиться лишь тогда, когда человек выбрал что-нибудь определенное. А настоящая беда нового времени — желание каждого, кто получил право высказаться, говорить все, что угодно, порой совершенно не разбираясь в обсуждаемом вопросе. Не важно, идет речь о материальном или о духовном. Например, сводить многовековое наследие Православия к поведению какого-нибудь одного, пусть и очень недостойного, священника, — все равно, что определить мерилом поэзии Серебряного века… пьянство и похождения Сергея Есенина. Кстати, он в одном из своих стихотворений — "Мне осталась одна забава" — явил настоящее мытарево покаяние. Так что же остается, товарищи, — не читать Есенина только потому, что он пил и блудил, или все-таки разделять личность и ее творчество? Если второе, то не стоит и отождествлять несовершенную человеческую единицу в рясе и Церковь, которой она служит…

Зачем же объективно нужна Церковь? Замечательно объяснил это в своей статье отец Сергий Круглов. Он пишет: "Что есть в Церкви такого, чего на перепутьях мира, в отдельно взятых бытованиях человека нет? Что есть у человека воцерковленного, чего нет у самого лучшего человека, но живущего по принципу "Бог в чистом поле" (или нелепее — "Бог у меня в душе")?

В Церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым (не теряя при этом своей личности), и именно не в мыслях или мечтах, как чаще всего бывает у вышеописанных нецерковных людей, а вполне реально, во всей конкретике своего состава, и духовного, и телесного. Ближе — не только своим сердцем и умом, чувствами и мыслями, но и руками, и ногами, и желудком, и печенью — всем (…). Кровь Христова — то общее, что есть в членах Церкви. Именно за этим — чтоб стать максимально близкими ко Христу, приняв в себя Его реальные Тело и Кровь, по Его же настоятельной заповеди — христиане собираются на Евхаристию. Ради нее, подготовки к ней построены храмы, отработаны обряды, написаны иконы, клубится ладан, поются молитвословия и создано все, что в Церкви есть. Молиться, читать Библию и хорошо себя вести можно и в своем отдельно взятом углу. (…). Но для самого главного — причастия Тела и Крови Христа — надо идти в храм на Литургию, и это не людьми придумано, это зов Самого Христа — перечитаем хотя бы Евангелие от Иоанна".

Противопоставление веры и религии чаще всего свойственно социальным антагонистам — людям, которые тем или иным образом разделяют себя и общественность, в том числе, церковную. Причины этого явления редко бывают конструктивными. Религия, по крайней мере, христианская, учит консолидации, приспособлению, сосуществованию, предшествующему общей радости в Царствии Небесном. А без этого никак не обойтись даже полноценной и самодостаточной личности…

Читайте также: Батюшки и армия: шинель и ряса совместимы?

Желание замкнуться со своими представлениями о Боге, а, тем более, агрессивно противопоставлять их убеждениям окружающим — это не признак духовного преуспеяния и не свидетельство о зрелости. Как и любая попытка воспринимать в штыки социум. Ведь не зря древние мудрецы говорили, что все главное придумано до нас. Конечно, никто никого не призывает к слепому принятию каких-либо религиозных догматов. Но "взрослая" вера начинается с умаления своего "я" и его воображения перед достижениями святых, осмысления их и своей роли в окружающем мире. Для зрелого человека вера в душе и Церковь — это две части его спасения. Как душа и скелет — совершенные разные, но равнозначные части его самого…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Всеволод Чаплин: к хиппи я шел в галстуке и пиджаке
Комментарии
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Пламен ПАСКОВ: проект АЭС в Белене был зарублен по политическим причинам
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Козел-мэр возглавил город в Ирландии
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Новую школу в Севастополе оценил президент России
Немцы потребовали главу МИДа объясниться о долгих разговорах с Путиным
Ученые: на Землю летит гигантский астероид
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Выяснено: почему Россия отдала Казахстану озеро на границе
Сергей Безруков пополнил базу данных "Миротворца"