Автор bucker

Сергий Радонежский - святой, благословивший меч

Православные верующие отмечают сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского (25 сентября по старому стилю). Он жил в знаменательном для нашей страны 14 веке. Русь освобождалась от ордынского ига. А какие имена приходят нам на память? Иван Калита да Дмитрий Донской. Великие зодчие Московского государства по праву остались в истории. Но выдающая роль в деле становления государства принадлежит также игумену подмосковного Троицкого монастыря Сергию Радонежскому.

Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от людей в скит – в результате стал духовным предводителем общества. Он никогда не брал в руки меч – но его слово стоило сотни ратников. Его присутствие незримо ощущается во всей эпохе, а до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений.

Во времена княжеских усобиц в Северо-Восточной Руси он убеждал противников прекратить кровопролитие. Слово Сергия прозвучало в 1380 году, когда он благословил князя Дмитрия Ивановича выйти на Куликово поле. Для наших предков Сергий Радонежский стал «светильником» - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая судить и назидать, он учил на примере своей жизни.

«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что держится на силе нравственной, - писал историк В.О. Ключевский. – Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».

Основной источник жизненного пути и учения Сергия Радонежского его Житие, написанное в 1417/18 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти 15 века известным агиографом Пахомием Логофетом. К торжественно отмечавшемуся в 1892 году 500-летию со дня кончины преподобного, светский историк Ключевский одновременно с крупнейшим историком Русской Церкви Е.Е. Голубинским посвящают ему свои труды. Расцвет русской религиозной философии в первой трети 20 века способствовал дальнейшему проникновению в мир Сергиевой духовности. Г.П. Федотов посвящает ему целую главу в своей книге о русских святых. Книги писателя Б.К. Зайцева о великом старце сопоставимы с «Сергиевскими» картинами художника М.В. Нестерова. Как на непререкаемый авторитет, ссылается на жизнь Сергия Радонежского, в своей самой скандальной книге «О сопротивлении злу силою» (1925) философ, профессор Иван Александрович Ильин.

Советские историки обращались к фигуре старца, как правило, в связи с нуждами воинствующего атеизма. Впоследствии с помощью Жития Сергия искусствоведы пытались проникнуть в тайны «умозрения в красках» великого богомаза Андрея Рублева. В 1990-х годах к жизни преподобного обратился писатель-историк Николай Сергеевич Борисов, который сперва издал исторический портрет Сергия в книге «И свеча бы не угасла…», позже переработанную в полноценную и насыщенную уникальным материалом биографию для престижной серии «Жизнь Замечательных Людей».

Возражая своим именитым оппонентам (так, Зинаида Гиппиус остроумно назвала «О сопротивлении злу силою» «военно-полевым богословием», а аноним, скрывшийся под псевдонимом Церковник, аттестовал философа «Чекист во имя божье») Ильин спрашивал: «Не Сергий ли Радонежский благословил Дмитрия Донского на бой с татарами? Не он ли дал ему иноков – Пересвета и Ослябю?» И далее: «Не стоит любить от бесхарактерности, от безволия, слабости и робости; любить из безволия и долюбливаться до сентиментального расслабления. Учитесь христианской любви у Преподобного Сергия, у патриарха Гермогена, у Александра Невского; и не учитесь ей у Льва Толстого и его последователей».

Будущий подвижник родился 3 мая 1314 года в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Согласно Житию младенца нарекли Варфоломеем. По традиции в честь святого, память которого праздновалась Церковью в день крещения малыша. «Имя «Варфоломей» было довольно редким среди боярства той эпохи и вообще не встречалось среди княжеских имен. Это имя носил один из двенадцати ближайших учеников Христа – апостолов. По преданию, Варфоломей был распят язычниками в Армении. В средневековой Руси с его именем связывали «отреченный», неканонический трактат – «Вопросы апостола Варфоломея». В нем, отвечая своему любознательному ученику, Иисус открывал тайны Божественного Промысла», - пишет Николай Борисов.

С детства Варфоломей был отмечен особой «благодатью». В первый год жизни он отказывался от материнского молока в постные дни недели – среду и пятницу. В семь лет, согласно Житию, Варфоломей чудесным образом – с помощью ангела, явившегося ему в поле под дубом в виде старца-монаха, - овладел грамотой. В 14-летним подростком он с родителями переезжает из Ростова в Радонеж, который решает навсегда покинуть, когда ему исполнилось 23 года. Это был осознанный выбор – уйти от людей. Не от безысходности. Это был шаг к свободе. В отшельнической бедности ему виделась свобода от ордынской и московской власти. 7 октября 1341 года он принял монашеский постриг с именем Сергия.

16 августа 1380 года Сергий благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем, сказав: «Имаши, господине, победити супостаты своя». Осенив князя крестным знамением, Сергий подозвал к себе двух иноков: боярина Андрея Ослябю, ушедшего спасать душу в монастырь, и недавно принявшего монашеский постриг молодого богатыря Александра Пересвета. Игумен постриг их в великую схиму и, верные иноческому послушанию, они готовы были последовать за князем. «Се ти мои оружници», - сказал Сергий князю, указав на обоих иноков. Сергий не только послал чад своих духовных на смерть, но и нарушил церковный закон. По постановлению четвертого Вселенского собора в Халкидоне, вступивший в военную службу монах подвергался отлучению от церкви. Посылая иноков на бой, Сергий рисковал собственным спасением души.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
"Я не я - и ракета не моя!": Пентагон оправдывается за сбитые "Томагавки"
Состояние богачей превысило резервы ЦБ и все накопления россиян
Иран предложил Китаю и России вместе ударить по США
Тысячи убитых: прокурор раскрыл реальные потери ВСУ в Донбассе
Началось? Российский банк отключили от SWIFT
ЗРК С-300 перевоспитают Израиль
"Я не я - и ракета не моя!": Пентагон оправдывается за сбитые "Томагавки"
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
"Я не я - и ракета не моя!": Пентагон оправдывается за сбитые "Томагавки"
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Ловко придумано: ООН разрешит агрессию в Сирии
Юбилей "Да,да,нет,да": "После мы еще глубже залезли в болото"
Ловко придумано: ООН разрешит агрессию в Сирии
Казахстан сближается с Пентагоном: будет ли создана база ВМС США на Каспии?
Тысячи убитых: прокурор раскрыл реальные потери ВСУ в Донбассе
ЗРК С-300 перевоспитают Израиль
Казахстан сближается с Пентагоном: будет ли создана база ВМС США на Каспии?

Беседа с российским подводником, капитаном 1 ранга Н.А.Черкашиным - ...Самое интересное, в этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства

Жаркое лето 1967-го: "Малый Перл-Харбор" Америки и "советский ракетный эсминец"