8 июля - день поминовения святых Петра и Февронии Муромских

Петр и Феврония: не влюбленность, но любовь...

Празднование дня Петра и Февронии почему-то воспринимается в России как наш ответ "чуждому" и "неправильному" Дню святого Валентина. Дескать, и мы не хуже Запада, и у нас свой День влюбленных есть, только настоящий, православный. Но никакой это на самом деле не "ответ" — день Петра и Февронии праздновался на Руси задолго до новомодных веяний.

Читайте также: 10 лучших подарков на День святого Валентина

Всероссийский День семьи, любви и верности — и в самом деле молодой праздник, установленный лишь в 2008 году, но опирается он при этом на праздник старинный, церковный — день почитания 8 июля памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Издавна святые супруги считались покровителями семейного очага, на Руси в день их памяти совершались помолвки.

Читайте также: Посмертное мученичество святого Валентина

История жизни святых чудотворцев Петра и Февронии много веков сохранялась в преданиях Муромской земли. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке.

С историей жизни и любви святой четы можно познакомиться, прочитав "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Это литературная обработка любимой русским народом легенды, выполненная по распоряжению митрополита Макария писателем и публицистом Ермолаем Прегрешным, в иночестве — Еразмом, к Московскому Церковному собору 1547-го года. На этом соборе и были канонизированы святые муромские супруги.

В "Повести о Петре и Февронии" — свежесть, вечная юность русской народной сказки и мудрость церковного жития. Богодухновенность и светлая народная вера в чудо переплелись в этом рассказе о жизни двух любящих людей, правителей, монахов. От жития веет Русью с ее мятными травами, душистым медом (крестьянка Феврония — дочь бортника), и недаром символом летнего праздника — Дня семьи, любви и верности — была избрана ромашка — скромный и родной нам цветок русских полей.

Читайте также: Как спасти душу замужней христианке?

Даже само название города Мурома, где в XIII веке княжили святые благоверные Петр и Феврония, звучит сказочно, былинно и сразу переносит воображение в русскую древность.

Повесть о муромских чудотворцах очень любил читать русский народ. О популярности сочинения Ермолая-Еразма, талантливого литератора, широко известного в эпоху Иоанна Грозного, говорят сотни списков этого жития, сделанные в XVI-XVII веках. Сохранив в житии фольклорные черты, Ермолай-Еразм создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Мы читаем о том, что за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. По легенде, князю во сне было открыто, что помочь ему сможет дочь "древолазца" — бортника, добывавшего дикий мед. Это была крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле, благочестивая дева Феврония. Феврония была не только красива, но и мудра, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги. Феврония исцелила князя Петра, однако он не сдержал своего обещания жениться на ней, поскольку девушка была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, но Феврония вновь вылечила князя и вышла за него замуж.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре взбунтовались против княгини из простого сословия. Вот как, в духе народных сказаний, описывается этот эпизод в "Повести о Петре и Февронии" (в оригинале повесть написана на древнерусском языке).

- Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: "Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!" […]. Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как Богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить.

Петр и Феврония сели в лодку и отплыли по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда, образумившись, бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня возвратились в Муром, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

Читайте также: Святая женственность царевен Романовых

В "Повести о Петре и Февронии" автор с любовью описывает русский идеал правителей.

- И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

Житие удивительных супругов прочно вошло не только в русскую церковную историю, но и в нашу культуру. Даже те, кто никогда не читали о князе Петре и княгине Февронии, наверняка в детстве были знакомы с русскими народными сказками, в которых правитель испытывает мудрость своей невесты-крестьянки хитроумными заданиями-загадками. Сказки эти также имеют начало в "Повести о Петре и Февронии".

И, может быть, многим нашим современникам непонятно, почему под конец жизни преданные друг другу муж и жена постриглись в монахи в разных монастырях, как и неясно до конца понятие духовной, молитвенной близости. И все-таки все знают фразу: жили долго и счастливо и умерли в один день. А ведь изначально это о них — о муромских князьях Петре и Февронии, в иночестве Давиде и Евфросинии. Они действительно в преклонных летах приняли монашеский постриг в разных обителях и молили Бога, чтобы Он послал им единовременную кончину. Супруги завещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив гробницу из цельного камня с тонкой перегородкой. Бог услышал молитву преподобных, и скончались они в один и тот же день и час.

И трогательно повествует нам предание о том, как по воле Божьей тела супругов были погребены в одном гробу, несмотря на человеческое противление, совершаемое по незнанию. Потому что, сочтя погребение по завещанию Давида и Евфросинии несовместимым с их монашеским званием, их положили в разных обителях. Но на следующий день они оказались вместе. Так святую чету не сумели разлучить и после смерти.

До сих пор в Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря покоятся чудотворные мощи святых Петра и Февронии. Святые, по молитвам к ним, уже помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей бездетным парам. В монастыре даже ведут книгу, куда записывают случаи чудесного исцеления.

И именно в Муроме родилась идея праздновать день памяти святых супругов не только в церковной ограде, но и всем миром. Инициатива его жителей об учреждении 8 июля праздника семьи, любви и верности была единогласно одобрена 26 марта 2008 года в Совете Федерации России. Эту идею поддержали все традиционные религиозные российские конфессии.

Читайте также: Романовы — образец христианской семьи

Как официальный светский праздник — он молодой, ему всего три года, но его популярность уже очень высока. Этот новый для россиян праздник в 2008–2011 годах широко отмечается во многих городах, проводятся праздничные мероприятия с трансляцией по центральным телеканалам России. В 2008 году даже началась кампания по установке памятников Петру и Февронии в российских городах. Каждая композиция представляет собой сцену из жития этих святых.

И, что неудивительно, первый памятник появился в древнем Муроме. Открыт он был в сам день праздника 8 июля 2008 года перед зданием муромского ЗАГСа. Эта работа скульптора Николая Щербакова носит название "Союз любви — мудрый брак". Святые Петр и Феврония изображены в скульптурной композиции как две коленопреклоненные фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки.

Как ромашка раскрывает лепестки на лугу, раскрылся перед людьми новый праздник, даря ощущения теплоты, летнего света и чего-то очень близкого и родного каждому из нас. И поэтому хочется верить, что день памяти благоверных князей Петра и Февронии — замечательных русских святых — войдет со временем в каждую семью как глубоко личное, и в то же время — наше общее торжество.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Марина Кравцова
Марина Кравцова — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *