Праздник Похвалы Пресвятой Богородице

Небесная Военачальница защитит от врагов

Вечером в пятницу пятой недели Великого поста, которая в этом году приходится на 8 апреля, православные всего мира совершают торжественное богослужение с пением Акафиста Пресвятой Богородице. Этот гимн был составлен в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествия врагов и содержит образы, удивительные по красоте и силе.

В 626 году Константинополь осадили войска персов и скифов, превосходящие защитников города по силе. Жители византийской столицы горячо молились о Пресвятой Богородице, которую они считали покровительницей города. Вокруг Константинополя прошел крестный ход по крепостным стенам, а затем жители спустились к морю и патриарх Сергий погрузил в его воды ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме. После молебна спокойное до того море вдруг взволновалось и поднялась страшная буря, которая разметала и потопила вражеские корабли. Всю следующую ночь константинопольцы воспевали благодарственные песни Богородице как избавительнице города. Именно тогда был сочинен знаменитый кондак, который по-церковнославянски начинается словами "Взбранной Воеводе победительная", а на русский язык переводится примерно так: "Мы, избавленные от бед, возносим Тебе, Богородица-военачальница, победные и благодарственные песни; Ты же, как имеющая державу непреоборимую, от всяких напастей освободи нас, да взываем к Тебе: Радуйся, Невеста неневестная".

В 860 году Константинополь вновь осадил неприятельский флот. Жители города всю ночь читали акафист, составленный после первого чудесного избавления. И по молитвам Богородицы город вновь был чудесным образом спасен от вражеского нашествия. Автором акафиста многие специалисты в области гимнографии считают диакона Великой Константинопольской церкви, то есть собора Святой Софии, Георгия Писидийского. Другие исследователи приписывают авторство акафиста преподобному Роману Сладкопевцу. Точно известно об авторе только одно — поэт он был гениальный.

Сначала праздник Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородице, совершался в Константинополе только в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и вещи, принадлежавшие Ей при земной жизни, — риза и пояс. Позднее праздник был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги и с того времени сделался общим для всей Восточной церкви. В ΙΧ веке богослужение этого праздника было дополнено каноном Иосифа Студита.

Это богослужение особенно любят в Греции. Там торжественное пение акафиста совершается не один раз Великим постом, как в России, а четыре раза по пятницам. Греческие церкви во время этого богослужения так переполнены народом, как в России это бывает в дни самых важных православных праздников года.

Фото: AP

Слово "акафист" в переводе с греческого языка означает "неседальный" — песнопение, которые исполняют и выслушивают стоя. Он состоит из 24 отдельных гимнов, или песней; 12 кондаков чередуются в нем с 12 икосами. Если читать акафист в оригинале по-гречески, то можно увидеть, что первый икос и каждый из кондаков начинается с греческой буквы впорядке алфавита, который как раз и насчитывает 24 буквы. То есть первая песнь начинается с буквы α в слове "ангел", вторая — с β в слове "видящая", третья — с γ в слове разум (гнозис) и так далее. Каждый кондак оканчивается припевом "Аллилуйя", а каждый икос — припевом "Радуйся…", расположенными сообразно 24 буквам греческой азбуки. К сожалению, в переводе на церковнославянский язык эта алфавитная последовательность не сохранилась, как не была передана и рифмованная структура первого кондака — "Взбранной Воеводе…".

В акафисте описывается вся земная жизнь Пресвятой Богородицы — явление к Ней с благой вестью архангела Гавриила, встреча с праведной Елизаветой, рождение Богомладенца Христа, поклонение волхвов, бегство в Египет, встреча с праведным Симеоном Богоприимцем и так далее. Последние кондаки и икосы содержат похвалу Богородице.

"Пред Тобою, Богородица, мы видим поэтов многоречивых безгласными, подобно рыбам; ибо они не могут изъяснить то, что Ты и Девою пребываешь и могла родить; мы же, удивляясь таинству, с верою восклицаем: "Радуйся, вместилище премудрости Божией; радуйся, сокровищница Его промысла; радуйся, философов явившая неразумными; радуйся, искусных в слове обличающая, как бездарных; радуйся, ибо хитрые спорщики оказались безумными; радуйся, ибо увяли творцы басен; радуйся, расторгающая афинские хитросплетения; радуйся, наполняющая сети рыбаков; радуйся, извлекающая из глубины неведения; радуйся, многих просвещающая знанием; радуйся, корабль для стремящихся к спасению; радуйся, пристанище для пловцов жизни; радуйся, Невеста неневестная!" — так можно перевести на русский язык один из икосов.

Каждая песнь начинается соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается псаломским "Аллилуйя", каждый икос — приветствием архангела "Радуйся…".

В субботу пятой седмицы Великого поста акафист поется на утрене не весь по порядку, но разделяется на четыре части, которые священнослужители читают и поют в четыре разные выходы. Каждая часть начинается и заканчивается пением первого кондака: "Взбранной Воеводе…".

Фото: AP

В Русской православной церкви Великим постом это богослужение совершается не столько как память о военных победах, которые у нас отходят на второй план, но как напоминание о том, что Богородица — главная Военачальница православных христиан в борьбе с врагами невидимыми, то есть с дурными помыслами, которые внушают бесы. Матерь Божия предстает Небесной Заступницей не только града Константинополя, но и всех верных, всех кающихся.

Главное и самое торжественное в Русской православной церкви богослужение в этот день состоится в московском Богоявленском соборе в Елохове. Возглавит его патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх и духовенство храма будут читать акафист перед различными иконами Божией Матери, находящимися в Богоявленском соборе. Некоторые из них почитаются как чудотворные.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить