Рижская гордума запретила попрошайничество

Рижские власти бьют по руке дающего

3 июля Рижская городская Дума окончательно приняла решение о запрете попрошайничества в центре города. Вопреки появляющимся ранее успокоительным заявлениям относительно того, что "никаких санкций нарушителям не полагается", на деле это далеко не так. Да, просящий милостыню может отделаться лишь предупреждением от вездесущих муниципальных полицейских - но может и схлопотать немаленький штраф в 20 долларов. А еще у него потребуют документ, удостоверяющий личность - что для бомжей, часто "беспаспортных", может обернуться "задержанием до выяснения". То есть тем же арестом,  только под другим, более благовидным предлогом.

Справедливости ради можно заметить, что малоимущим гражданам Латвии предоставляется социальная помощь. И тех же бомжей, после кратковременного пребывания в приютах, не отфутболивают вновь на улицу, как в большинстве республик СНГ - но устраивают жить в пансионаты. Но ведь бедняки - это не только бездомные. Получение статуса "малоимущего" сопряжено в стране с множеством бюрократических "рогаток" - например, требование собирать документы для подтверждения каждые 3 месяца. А еще получить пособие крайне проблематично для "условных миллионеров" - владельцев приватизированных квартир. Последние могут стоить очень дорого - в то время, как жить там может пожилой человек с нищенской пенсией. Но владение недвижимостью ценой более 3 тысяч лат (около 6 тыс долларов) - уже препятствие к получению соцпомощи. Вот и приходится таким "нищим миллионерам" после оплаты коммунальных платежей стоять с протянутой рукой на улице.

Остается лишь порадоваться, что "передовой западный опыт" еще не успел дойти до менее европеизированных республик бывшего СССР, включая Россию. Где административная ответственность положена лишь за вовлечение в занятие попрошайничеством несовершеннолетних - но не за само прошение милостыни. Впрочем, и здесь нередко раздаются голоса о том, что "пора наводить здесь порядок".

Аргументы приводятся, на первый взгляд, вполне убедительные. И то, что многие "убогие" на самом деле таковыми не являются - это просто хитрые жулики, прикидывающиеся инвалидами для "развода" доверчивых граждан. И то, что даже настоящие нищие буквально обложены вездесущей мафией, отбирающей у них большую часть дохода. И то, что сами эти доходы, при наличии "рабочего места" в оживленном районе, с зажиточными прохожими, могут в несколько раз превышать зарплаты рядовых бюджетников.

Что ж, во многом эти факты верные. Но разве они имеют место только в настоящее время? Нет конечно - в той или иной степени подобные эксцессы наблюдались во всей человеческой истории. Да и абсолютизировать их критичность тоже, пожалуй, не стоит. Многие нищие прикидываются нуждающимися? А что, каждый из нас хоть раз в жизни не пытался казаться более несчастным, чем на самом деле, чтобы получить если не материальную помощь - то хотя бы просто сочувствие родных, друзей, окружающих? При этом получая этого сочувствия поболее, чем более терпеливые и скрытные люди, не выставляющие свою несчастность напоказ.

Читайте также: Зачем Церкви "золотые купола"?

А что в попрошайническом бизнесе бал правит криминал - так что же здесь удивительного? Да, нищие вынуждены отдавать своей "крыше" какой-то процент полученного. Но ведь налогов в госбюджет они не платят. А взамен совсем не убогие субчики, как минимум, защищают своих подопечных от уличного хулиганья, мелких воришек, регулируют их "организацию труда", не давая образовываться в многолюдных местах целым шеренгам людей с протянутой рукой, что часто раздражает и самых сердобольных граждан. У последних, между прочим, на содержание государства в виде прямых и непрямых налогов уходит тоже иногда больше половины честно заработанных зарплат. Но это же не повод призывать вообще прекратить платить жалованье.

Конечно, христианство не приветствует обман доверия ближнего. Во многих Житиях Святых с небольшими вариациями приводится один и тот же сюжет - у героя повествования предприимчивые жулики просят, скажем, дорогую шубу, подаренную почитателем, или деньги на «погребение только что умершего друга». Последний в это время прикидывается мертвецом, с нетерпением ожидая момента, когда на средства «разведенного лоха» можно будет вдоволь выпить и закусить. Святой без возражений дает просимое - но как только довольные обманщики приходят к своему притворяющемуся товарищу со словами: "Давай, поднимайся, хватит притворяться!" - то с ужасом обнаруживают, что тот действительно умер.

Но такие примеры вовсе не отменяют главного - именно нуждающиеся, убогие являются "малыми сими", помощь которым превращается в помощь самому Христу!

"И Царь скажет им (правденикам) в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". (Мф. 25:40-46)

И юноше, выполняющему все заповеди Закона, Господь говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19:21)

Читайте также: Сребролюбие или дар любящих?

Также многократно повторяется в Евангелии требование делать добро в первую очередь не знакомым и друзьям - но "хромым, убогим, слепым", которые не могут отблагодарить за благодеяние сами - но это за них сделает сам Господь.

Да, конечно, обилие нищих на улице часто приводит в замешательство. "Я сам человек небогатый, на всех милостыни не напасешься", - звучит еще в лучшем случае. В худшем - появляются соображения из числа описанных выше. Но, вообще, как представляется, в основе тех и других лежат подсознательные укоры совести - за проявленное, пусть даже по самым уважительным причинам, немилосердие к молящему взгляду ближнего своего. Рижские депутаты не зря упомянули в своем постановлении особый запрет "давить на жалость" - например, не брать с собой домашних животных. Чей жалкий взгляд может "пробить" на милостыню и самые зачествевшие сердца. А так - нету нищих, нету и угрызений совести. Как говаривал еще тов. Сталин, нет человека - нет проблемы.

Великий пастырь и гениальный богослов недавнего прошлого, митрополит Антоний Сурожский (Блум) в своих книгах приводит пример из собственного опыта. Однажды ему встретился человек, бывший белый офицер, ранее почти не верящий в Бога - но в конце концов, сделавший попытку вновь обратиться к нему. Владыка долго беседовал с собеседником, пытаясь понять, что же отвратило его от веры? Ведь рос он в простой религиозной семье, в раннем детстве регулярно посещал с родителями храм. Оказалось, мама каждое воскресенье давала ему пятачок - для раздачи нищим. А мальчику до смерти хотелось купить деревянную лошадку, на которую копить пришлось бы очень долго. И юный "рационализатор" нашел выход - он просто перестал отдавать материнский пятачок убогим - и быстро купил вожделенную игрушку. Но совесть то была все равно не на месте. И тогда включилась психологическая защита от осознания нехорошести такого поступка перед лицем Божьим - мальчик просто потерял веру в Бога. И правда - зачем же "загружаться" нарушением Завета Того, кого нет?

Что-то очень похожее ныне произошло и в Риге. Знаковая деталь: местные власти не запретили просить милостыню вблизи храмов - при условии, если этому не противится местная община. То есть, фактически, разгородили свой город на места, где "Бог есть" - и те, где "Бога нет". Отведя для сторонников "отсталых" взглядов на христианское милосердие своего рода гетто, за пределами которых проявлять его нельзя - за неимением объекта применения, самих нищих.

Что ж, по большому счету, такое поведение - всего лишь частный случай общей тенденции "последних (апокалиптических) времен", описанной апостолом Павлом в его послании к Фессалоникийцам.

"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду". (2 Фес.2:7-12)

Ведь, чтобы воспринять "любовь истины", самого Христа, надо быть в состоянии самому проявлять хоть малую любовь - по словам св. Отцов, "подобное познается подобным". А настоящая любовь - это всегда жертва. Жертва Богу, добровольная, от всего сердца (а не обезличенная, через социальное обеспечение благодаря собираемым государством налогам) - и приносимая через нуждающегося ближнего своего. Который в этот момент становится единственным приемлемым "жертвенником" - посредством которого приношение Творцу будет Им принято. Ну а лишение людей возможности проявлять такую любовь рано или поздно проявится в духе цитированного отрывка апостола Павла. 

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить