Удмуртские священники шли на раскол сознательно

"Двойные стандарты" удмуртских раскольников

На прошлой неделе в Сети появилось видеообращение трех клириков Ижевской и Удмуртской епархии к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и церковному народу. Священники объявили, что прекращают молитвенное общение с предстоятелем Русской церкви из-за его чрезмерной лояльности к богатым и власть имущим и из-за участия в экуменическом движении.

Главные претензии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и иерея Александра Малых, которые, по словам знакомых с ними людей, имеют "монархическо-белогвардейские" политические взгляды, таковы. По мнению трех удмуртских священников, благодаря слабости и неправильной политике священноначалия Русской православной церкви, "в самой церковной жизни не были преодолены пороки, связанные с 70-летним большевистским пленением".

"Не может у нас не вызвать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: "Какой орден Русской православной церкви Московского патриархата получил бы царь Ирод иудейский?" Ведь, он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма", — сказано в обращении удмуртских клириков.

После выхода видеообращения определением правящего архиерея Ижевской и Удмуртской епархии митрополита Николая от 1 апреля 2011 года трое ижевских клириков, выступивших против предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были запрещены в служении до полного покаяния в содеянном, лишены всех должностей и отправлены за штат. Соответствующие указы были опубликованы на официальном сайте епархии.

"Своими действиями авторы обращения к патриарху не "потщились охранити церковь от расколов и разделений", а, напротив, внесли раскол и разделение, посеяли смущение в сердцах верующих. Они не только не "достойны чести, подобающей православным", но всяческого осуждения и прещения", — заявил по этому поводу митрополит Николай.

Тем не менее после выхода указа о запрещении в служении протоиерей Сергий Кондаков все-таки совершил Божественную литургию — не в храме, а на дому. На богослужение пришли некоторые прихожане Свято-Никольского храма, в котором он был настоятелем.

Для "Правды.Ру" эту ситуацию прокомментировал протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

"Я не знаю этих священников и потому не могу предполагать наличия каких-то скрытых мотивов. Поэтому я пока исхожу из того, что то, что они изложили в своем письме, — это и есть их подлинные убеждения. Но есть одна уже ставшая вполне очевидной неправда в их суждениях и действиях. Они заявляли поначалу, что как бы по совести не могут поминать патриарха как своего духовного лидера, но при этом они не уходят из Церкви", — сказал отец Андрей.

Фото: AP

Как отметил он, "однако же, когда вышел указ митрополита Удмуртского Николая о том, что они запрещены в служении, то после этого они продолжили служить. Что по церковным канонам, которые им хорошо известны, означает, что они автоматически подлежат за это лишению сана. Церковные правила говорят, что если церковный суд, в том числе епископский, наложил на священника запрет в служении, а тот не дождался суда более высокой инстанции и пересмотра дела и презрел это постановление, то в этом случае он автоматически лишается сана независимо от того, был он ранее виноват или нет. То, что они так спокойно, тут же, получив указ, на следующий день стали служить, показывает, что они с самого начала были готовы. Они с самого начала делали ставку на раскол".

"Что же касается их аргументов, то ничего нового там нет. В том числе нового такого, что не было бы свойственно церковной жизни во все иные эпохи. И, конечно, очень легко бросить какой-то популистский лозунг: "Что это вы целуетесь с толстосумами?" Возникает вопрос: тот же самый бывший отец Сергий, он активно работал в какой-то местной исправительной колонии. Он вроде бы общался с военными. Вопрос: он с этими офицерами, генералами ведь, наверное, дружил? И, наверное, не обо всех этих офицерах было исключительно хорошее мнение и он не может поручиться за каждого из тех чиновников, в том числе в погонах, с которыми по делу пересекался и решалкакой-либовопрос,илибылназастолье,илицеловался на Пасху. На странице его храма вы увидите, что возрождение храма началось по инициативе администратора местного района", — продолжил отец Андрей.

По мнению протодиакона Кураева, выступление удмуртских клириков — это "очень странная позиция двойных стандартов". "То есть, значит, я со знакомыми мне спонсорами могу целоваться, а вот патриарх с теми, кто помогает общецерковным проектам, — он с ними даже за ручку здороваться не должен и за один стол не должен садиться. Фантастически лицемерное чистоплюйство", — убежден он.

Протодиакон выразил сомнение в том, что настоятель храма будет в состоянии организовывать все свои проекты, "только четко зная происхождение каждой копеечки", каждую из которых жертвуют исключительно "его верные прихожане".

"Даже если кто-то пришел венчаться, а я его не знаю, а мало ли, может, на самом деле взяточник венчается? Я поэтому пока и венчать не буду, и денег от него не возьму. Это возможная позиция. Я не знаю, перспективна она или нет", — отметил он.

Фото: AP

По словам отца Андрея, подобная позиция — "это путь такой жесткой, по сути, тоталитарной секты, когда ты четко контролируешь появление каждого члена общины и поэтому ты за них спокоен, и все у тебя беленькие и чистенькие, с твоей точки зрения. Но это же нереальный путь, и отец Сергий вряд ли по нему когда-либо шел".

Случаи ухода священников, а тем более епископов Русской православной церкви в раскол в последние годы единичны. Три года назад громким скандалом обернулось дело бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида, который в своих обращениях предъявлял патриарху и Священному синоду примерно такой же список претензий, что и удмуртские клирики сегодня. Тем не менее никакой массовой волны исхода церковного народа вслед за Диомидом в созданную им вместе с братом "Царскую катакомбную церковь" не последовало. Сегодня о бывшем Чукотском епископе и созданной им юрисдикции редко кто вспоминает.

Осенью прошлого года к одному из осколков РПЦЗ, не признавшему воссоединения с Московским патриархатом в 2007 году, присоединился настоятель Вознесенского храма Барнаула священник Георгий Титов. Этому событию предшествовал конфликт отца Георгия с правящим архиереем, причиной для которого послужили подозрения священника в сотрудничестве с радикальными националистическими организациями. Отца Георгия вызывал на допросы в местное УВД, а дома и в храме у него проходили обыски. По другой версии, подлинной причиной конфликта было то, что священник уличил своего правящего архиерея в финансовых махинациях.

Каждого конкретного ушедшего в раскол священника или епископа церковная общественность осуждает решительно и исключает из круга своих связей быстро, тем не менее еще ни разу не была осуждена порождающая расколы идеология. А база для этой идеологии довольно обширна — в интернете можно найти несколько хорошо посещаемых и позиционирующих себя православными сайтов, на которых читателей убеждают, будто власть в Русской православной церкви захватила "кучка либералов", которые, вопреки воле "церковного народа", ведут паству на погибельное поклонение "масонской власти", стремящейся загнать всех в "электронный концлагерь", а сами только и думают, как бы скорее созвать "волчий собор", на котором будет провозглашена "уния с Ватиканом".

В 2007 году два печатных издания, занимавшихся пропагандой раскола — "Дух христианина" и "Пасха Третьего Рима", — были запрещены Священным синодом. Тем не менее одна из "раскольных" газет была зарегистрирована под новым называнием и продолжает распространяться.

Конечно, Синодальный информационный отдел за пропаганду раскола и клевету в адрес Церкви и ее иерархов может лишить то или иное интернет-издание грифа "одобрено", сделать предупреждение или вовсе публично объявить данное СМИ антицерковным. Но далеко не для всех читателей это будет иметь решающее значение в выборе источника информации. Кроме того, остается свобода слова в блогосфере, где противостоять идеологии раскола можно только одним способом — не запрещая, а аргументированно опровергая.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *