Пост в среду и пятницу – в честь страданий Христовых

О том, кода начинается и сколько длится Великий пост, знают сейчас даже люди, от Церкви весьма далекие. О Четыредесятнице рассказывают по телевидению, кафе и рестораны рекламируют постные меню, вечером колокольный звон созывает верующих на покаянные службы. Но только те, кто посещает храм регулярно, знают, что есть еще один не менее важный пост — среда и пятница в течение всего года. О важности поста, установленного в честь крестных страданий Христовых, рассказывает священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви.

Православная Христианская Церковь с древнейших времён соблюдает пост в среду и пятницу. Свидетельства об этом посте находятся в письменных христианских памятниках глубокой древности ("Дидахе", нач. II века; Тертуллиан, III в.). Однако, нередко мы совершаем те, или иные "обрядовые предписания", не задумываясь об их смысле, тем самым, навлекая на себя обвинение в "формализме". Обвинение это отчасти справедливо, ведь все христианские действия и обряды, поступки и подвиги должны быть осмысленны.

Но прежде чем сказать об особенностях поста среды и пятницы, необходимо вкратце прояснить саму суть поста (как такового). Пост, в понимании христиан, может носить троякий смысл: либо это выражение покаянного "траура", когда человек, осознав грехи свои, отказывается от изящной пищи, оплакивает своё духовное состояние, моля Бога об очищении.

Покаянный траур

Христианский писатель III века Тертуллиан пишет, что кающемуся свойственно "погрузить дух в сетование, с горечью поразмыслить о том, в чём согрешил, вкушать только простой хлеб и воду, — не для чрева, а для поддержания жизни, творить чаще, во время поста, молитвы, стенать, плакать, взывать к Господу Богу день и нощь" (Тертуллиан. О покаянии). Мы видим, что здесь пост является выражением скорби и мольбой о прощении. Но тут важно, чтобы эта скорбь была "естественной", а не наигранной. Тот же Тертуллиан язвительно высмеивает тех, кто ограничивает себя только в плане пищи, оставаясь во всем остальном "как всегда": "Но неужели нам подобает молиться о прощении грехов в розовом платье и пурпуре? Скажешь ли: "Подай булавки для украшения волос и пусть …слуга положит мне на губы и щеки то, что придает поддельный блеск, искусственную краску"? Кроме того, поищешь ли приятных ванн, поселившись в садах, или при море? умножишь ли расходы на свои туалеты? …А если кто тебя спросит, для кого ты это уготовляешь, скажи: "Согрешил против Бога и боюсь на веки погибнуть. Посему ныне обессиливаю себя и сокрушаюсь, и мучусь, чтобы мне примириться с Богом, Которого оскорбил грехом". Разве кто признает в тебе, разодетой в шелка, кающуюся душу?", пишет Тертуллиан.

Мольба

Второй вид поста — это мольба о чём-то или о ком-то. Когда ближний добровольно разделяет с человеком боль его, налагая на себя ограничения, дабы хоть как-то помочь или утешить ближнего своего. Об этом сказал апостол Павел: "Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1Кор.8:13). Так же христиане издревле налагали на себя пост перед решительными событиями в своей жизни. Это был пост, который помогал им отсеять излишества мирских забот, чтобы сосредоточиться в молитве на жизненно важных вещах.

Соучастие в крестных страданиях Христа

И третий вид поста — это наше соучастие в крестных страданиях Христа. Основа христианской веры — это вера в то, что мир и человек искуплены от проклятия и ада Крестом, смертью и Воскресением Христа. Это — величайшая радость человечества, но цена этой радости — величайшая боль, которую претерпел Воплотившийся Бог на Кресте. Цена нашего спасения — несправедливость, которую стерпел Бог от рук человеческих. В дни, когда Церковь воспоминает эти страшные и для нас спасительные страдания Христа, полагается пост. Эти дни поста так и называются — "Пост страстей Христовых". Так называются последние шесть дней перед Пасхой и дни среды и пятницы. Богослужение в эти дни сосредоточено на воспоминании крестных страданий Спасителя мира.

Как и всякий пост, пост страданий Христовых состоит не только в воздержании от изысканной пищи. Человеку, который мысленно со-переживает всё то, что происходило на Голгофе, не к лицу развлекаться, пустословить, услаждать себя плотскими утехами. Поэтому вместе с воздержанием от еды постящийся должен воздерживаться от увеселений, праздности, от супружеской близости. Ведь это дни траура.

Почему установлены для поста именно эти два дня в неделю — среда и пятница?

Пост в эти дни предписан для каждой недели в году, за исключением Светлой седмицы (сразу после Пасхи) и недели после Троицы, а так же Святок (дни от Рождества до Крещения Христа), недели мытаря и фарисея и масленицы, когда отменяется и "крестная" тематика в богослужении.

Эти два дня особо связаны со страданиями Христа: Среда — это день предательства Иуды, когда он пошел к иудейским старейшинам и предложил "свои услуги". Пятница — это день крестной смерти Спасителя мира, день, когда Он сказал, идя на страдания: "На сей час Я пришел в мир", и, умирая искупительной смертью на Кресте, возгласил: "Свершилось"!

В среду нам надлежит задуматься над своим местом в Церкви — в общине учеников Христовых. Близость к Спасителю мира не стала гарантом спасения, и один из учеников отпал, предал. А кто мы в общине Христовой? Наше сердце всегда ли остаётся верным Богу? Всегда ли мы с радостью и любовью следуем Его путям, или сами боимся признаться себе, что грех нам бывает более любезен, чем добродетель? Среда — центральный день недели, символ перекрестка жизненных путей. Это день молитвенного размышления, когда, всматриваясь в уже проясняющиеся штрихи Голгофы (которая отчетливо вырисовывается в пятницу), мы молим Бога дать нам силы нести свой жизненный крест и остаться верными Христу до конца. Мы просим у Бога сил делать всегда правильный выбор, не уклоняясь с пути спасения и не дерзая потом оправдывать своих грехов.

Читайте также: Ребенка крестили. Как потом причащать?

Пятница — это день Крестной смерти Спасителя мира. Страдания оказываются неминуемой реальностью мира после грехопадения. Не только человек не может обойти страдания, но даже Сам Бог, воплотившись, не мог пройти мимо Креста. Но если страдания невозможно обойти, их можно преобразить. Любовь и терпение Христа вливают в страдания смысл и превращают тупик в проход — ведущий из отчаяния к надежде Воскресения.

Дни поста в среду и пятницу являются подготовительными ступеньками к воскресному празднику, с которым они стоят в органической связи. Прочувствовать силу и дух воскресного дня невозможно, не пережив дней глубокого молитвенного молчания, когда мы всматриваемся в тайну страданий Христа, ища в ней опору и силу в своих страданиях. Как Воскресение Христа "не понятно" без созерцания крестных страданий, смерти и погребения, так же и смысл воскресного дня, как дня покоя, не прояснится пред нашим взором вне контекста со страданиями Христа. Воскресение — победа над смертью, но не извне смерти, а изнутри. Обновление жизни — покой для утруждённого человечества. Именно символом этого вечного покоя в Новой Жизни, дарованной нам Воскресением Христа, является покой воскресного дня. Воскресный день является "по преимуществу" днём совершения Литургии, на которой верующие вступают в общение с Воскресшим Христом, вкушая Евхаристию — Его Небесную Трапезу. Христиане — свидетели Воскресения Христова, и свидетельство это состоит в явлении силы Креста и Воскресения. Участвуя в Евхаристии, и мы, сегодняшние христиане, можем сказать словами Священного Писания: "Сего (Иисуса Христа) Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых" (Деян.10:40-41).

Читайте также в рубрике "Вера"

Автор игумен Феогност Пушков
Игумен Феогност (в миру — Тимофей Геннадьевич Пушков) — священник, архимандрит, настоятель парафии в Луганской епархии *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить