2 августа - день повиновения пророка Илии

Пророк Илия - огонь Ветхого Завета во плоти

восстал Илия-пророк, как огонь, и слово его

горело, как светильник…

Сир. 48:1

Разные и удивительные судьбы выпадали пророкам Божиим, людям, которых, по словам святого апостола Павла, не был достоин весь мир. Но есть среди них одна, поражающая особенно. В первую очередь, потому, что в ней не было смерти. Это жизнь первого девственника Ветхого Завета, "огненного" святого, по преданию, с младенчества пеленаемого огнем ангелами и вознесенного живым на небо в пламенной колеснице, — пророка Илии.

Этот святой пророк, чья память празднуется Православной Церковью 2 августа по новому стилю, родился за 900 лет до Рождества Христова в селении Фесвии в Галааде. Галаад, легендарная земля древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан, по завоевании евреями Палестины в ХIII веке до нашей эры был отдан в удел колену Манассиину (Нав. 17:1). Можно предположить, что Илия происходил именно из него.

Предание о чудесах, связанных с его младенчеством, дошло до нас по словам святителя Епифания Кипрского. Он пишет: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Именно поэтому родители не препятствовали сыну с раннего детства ступить на непростую стезю пустынничества ради Господа — для того, чтобы сохранить себя от мирской скверны, а впоследствии ее обличать. Само имя святого, которое переводится с еврейского языка как "мой Бог — Яхве", говорило о его предназначении — отстаивать прежнюю веру избранного народа в Единого Бога.

Время явления пророка Илии Израилю в религиозном смысле было довольно смутным: израильский царь Ахав, супругой которого стала финикиянка и дочь царя Тира Этобала Иезавель, обратил народ к поклонению языческим идолам. По требованию жены он построил капище и насадил рощу кровавому финикийскому божеству Ваалу — за детские жертвы ему же римляне стремились во что бы то ни стало разрушить Карфаген. Этот культ привел к нравственному разложению потомков спасенных из Египта израильтян, ослабил их дух и сделал евреев легкой добычей для внешних и внутренних врагов. Кроме этого, следствием богопредательства стали многочисленные природные бедствия, о которых Господь возвестил отступников именно через пророка Илию.

Читайте также: 9 Ава — черный день еврейского народа

В большинстве событий, описанных в Третьей и Четвертой Книгах Царств, этот Божий слуга предстает перед нами мстителем за поруганные святыни. Его образ на страницах Библии подобен ангелам Апокалипсиса, в чьи руки вложены чаши Божиего гнева: "И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (3 Цар 17:1). Позже эта ангелоподобность воплотилась еще сильнее в преемнике Фесвитянина — Иоанне Крестителе, пришедшем, по Писанию, "в духе и силе Илии".

Пророк Илия, питаемый во время обещанной им засухи небесными птицами, одновременно предвещает и Сына Божия, который так же скитался по пустыне при служении ангелов. А чудо, сотворенное Илией для одной-единственной вдовы-сарептянки, еще на несколько шагов приблизило Израиль к Новому Завету, где Бога находят не искавшие Его, а милость неожиданно оказывается человеку, искренне считающему себя недостойным ее. Прошло еще много времени до того, как Сам Спаситель сказал об этом снисхождении: "Много вдов было в Израиле во дни Илии, но ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую" (Лк.4:25-27). Но уже тогда через Илию явилось откровение об усыновлении Христом язычников (вдова была филистимлянкой по национальности), вызывающее ярость иудейскую по сей день…

Порой тяжело понять путь пророка Илии и его поступки, напрямую связанные с уничтожением людей. Показав полное бессилие женообразных жрецов Ваала, по слову Библии, "скакающих" и "беснующихся" против Живого Бога, он собственноручно убивает их (всего тогда было истреблено 850 человек). Известно и сожжение призванным Илией небесным огнем двух пятидесятков солдат. Некоторых смущает вопрос: какая была необходимость в столь жестокой огненной каре, если речь шла лишь о дерзком обращении с Илией? Но в Израильской земле времен Ахава, где истребление единобожия стало политической целью, оскорбление пророка не могло не быть и попыткой уничижения Бога-Отца. Об этом, в частности, говорится в "Толковой Библии" преемников А. Лопухина: обращение двух первых пятидесятников к пророку (10, 12 ст.), лишенное почтения, выражало повеление и, может быть, насмешку над пророческим достоинством Илии.

Этой общностью настроения ста воинов и двух их предводителей с настроением самого нечестивого царя может быть объясняема тяжесть небесной кары, низведенной на них Илией, хотя все же кара эта остается исключительной принадлежностью Ветхого Завета в его отличии от Нового (Лк. 9:54). Это же предполагает в своей трактовке сложных мест Священного Писания блаженный Феодорит Кирский: "Обвиняющие пророка (в жестокости) двинут свой язык против Бога и пророка Его, потому что Им послан огонь… Надлежит знать правдивость Божия промышления, знать, что Бог законно наказывает согрешающих и благодетельствует благоугождающим Ему. Видно же, что пятидесятники и подчиненные их были в согласии с намерением посылавшего, почему и потерпели от Бога наказания".

Читайте также: Княгиня Ольга: от мести к святости

Народ, в котором искоренялась истинная вера, становился все более жестоким к ее вестникам, но все же находились среди евреев и те, кто хранил правое исповедание. Поэтому на почти отчаянную скорбь Илии ("…сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее") Всевышний ответил: "Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его"

Никто из врагов не смог найти, то есть погубить, душу пророка Илии, и с этим тоже связано великое чудо. В огне, стихии, с рождения связанной с жизнью святого, он вознесся живым на небо (4 Цар. 2:11), чтобы вернуться как Предтеча Второго Пришествия Христова, противостать антихристу вместе со вторым не вкусившим смерти пророком, Енохом, мученически пострадать и воскреснуть для обличения сына погибели. Потому день памяти пророка Илии для христиан — обетование о пламени Христовой Веры, пророчестве, которое с Божией Помощью непременно победит зло в конце времен.

Мы в это верим.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *