Пророк Илия - огонь Ветхого Завета во плоти

восстал Илия-пророк, как огонь, и слово его

горело, как светильник…

Сир. 48:1

Разные и удивительные судьбы выпадали пророкам Божиим, людям, которых, по словам святого апостола Павла, не был достоин весь мир. Но есть среди них одна, поражающая особенно. В первую очередь, потому, что в ней не было смерти. Это жизнь первого девственника Ветхого Завета, "огненного" святого, по преданию, с младенчества пеленаемого огнем ангелами и вознесенного живым на небо в пламенной колеснице, — пророка Илии.

Этот святой пророк, чья память празднуется Православной Церковью 2 августа по новому стилю, родился за 900 лет до Рождества Христова в селении Фесвии в Галааде. Галаад, легендарная земля древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан, по завоевании евреями Палестины в ХIII веке до нашей эры был отдан в удел колену Манассиину (Нав. 17:1). Можно предположить, что Илия происходил именно из него.

Предание о чудесах, связанных с его младенчеством, дошло до нас по словам святителя Епифания Кипрского. Он пишет: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Именно поэтому родители не препятствовали сыну с раннего детства ступить на непростую стезю пустынничества ради Господа — для того, чтобы сохранить себя от мирской скверны, а впоследствии ее обличать. Само имя святого, которое переводится с еврейского языка как "мой Бог — Яхве", говорило о его предназначении — отстаивать прежнюю веру избранного народа в Единого Бога.

Время явления пророка Илии Израилю в религиозном смысле было довольно смутным: израильский царь Ахав, супругой которого стала финикиянка и дочь царя Тира Этобала Иезавель, обратил народ к поклонению языческим идолам. По требованию жены он построил капище и насадил рощу кровавому финикийскому божеству Ваалу — за детские жертвы ему же римляне стремились во что бы то ни стало разрушить Карфаген. Этот культ привел к нравственному разложению потомков спасенных из Египта израильтян, ослабил их дух и сделал евреев легкой добычей для внешних и внутренних врагов. Кроме этого, следствием богопредательства стали многочисленные природные бедствия, о которых Господь возвестил отступников именно через пророка Илию.

Читайте также: 9 Ава — черный день еврейского народа

В большинстве событий, описанных в Третьей и Четвертой Книгах Царств, этот Божий слуга предстает перед нами мстителем за поруганные святыни. Его образ на страницах Библии подобен ангелам Апокалипсиса, в чьи руки вложены чаши Божиего гнева: "И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (3 Цар 17:1). Позже эта ангелоподобность воплотилась еще сильнее в преемнике Фесвитянина — Иоанне Крестителе, пришедшем, по Писанию, "в духе и силе Илии".

Пророк Илия, питаемый во время обещанной им засухи небесными птицами, одновременно предвещает и Сына Божия, который так же скитался по пустыне при служении ангелов. А чудо, сотворенное Илией для одной-единственной вдовы-сарептянки, еще на несколько шагов приблизило Израиль к Новому Завету, где Бога находят не искавшие Его, а милость неожиданно оказывается человеку, искренне считающему себя недостойным ее. Прошло еще много времени до того, как Сам Спаситель сказал об этом снисхождении: "Много вдов было в Израиле во дни Илии, но ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую" (Лк.4:25-27). Но уже тогда через Илию явилось откровение об усыновлении Христом язычников (вдова была филистимлянкой по национальности), вызывающее ярость иудейскую по сей день…

Порой тяжело понять путь пророка Илии и его поступки, напрямую связанные с уничтожением людей. Показав полное бессилие женообразных жрецов Ваала, по слову Библии, "скакающих" и "беснующихся" против Живого Бога, он собственноручно убивает их (всего тогда было истреблено 850 человек). Известно и сожжение призванным Илией небесным огнем двух пятидесятков солдат. Некоторых смущает вопрос: какая была необходимость в столь жестокой огненной каре, если речь шла лишь о дерзком обращении с Илией? Но в Израильской земле времен Ахава, где истребление единобожия стало политической целью, оскорбление пророка не могло не быть и попыткой уничижения Бога-Отца. Об этом, в частности, говорится в "Толковой Библии" преемников А. Лопухина: обращение двух первых пятидесятников к пророку (10, 12 ст.), лишенное почтения, выражало повеление и, может быть, насмешку над пророческим достоинством Илии.

Этой общностью настроения ста воинов и двух их предводителей с настроением самого нечестивого царя может быть объясняема тяжесть небесной кары, низведенной на них Илией, хотя все же кара эта остается исключительной принадлежностью Ветхого Завета в его отличии от Нового (Лк. 9:54). Это же предполагает в своей трактовке сложных мест Священного Писания блаженный Феодорит Кирский: "Обвиняющие пророка (в жестокости) двинут свой язык против Бога и пророка Его, потому что Им послан огонь… Надлежит знать правдивость Божия промышления, знать, что Бог законно наказывает согрешающих и благодетельствует благоугождающим Ему. Видно же, что пятидесятники и подчиненные их были в согласии с намерением посылавшего, почему и потерпели от Бога наказания".

Читайте также: Княгиня Ольга: от мести к святости

Народ, в котором искоренялась истинная вера, становился все более жестоким к ее вестникам, но все же находились среди евреев и те, кто хранил правое исповедание. Поэтому на почти отчаянную скорбь Илии ("…сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее") Всевышний ответил: "Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его"

Никто из врагов не смог найти, то есть погубить, душу пророка Илии, и с этим тоже связано великое чудо. В огне, стихии, с рождения связанной с жизнью святого, он вознесся живым на небо (4 Цар. 2:11), чтобы вернуться как Предтеча Второго Пришествия Христова, противостать антихристу вместе со вторым не вкусившим смерти пророком, Енохом, мученически пострадать и воскреснуть для обличения сына погибели. Потому день памяти пророка Илии для христиан — обетование о пламени Христовой Веры, пророчестве, которое с Божией Помощью непременно победит зло в конце времен.

Мы в это верим.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Болгария предложила России отремонтировать 15 "МиГов"
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
СМИ раскрыли причины задержания Керимова во Франции
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Геофизики зафиксировали странный гул, идущий со дна океана
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Болгария предложила России отремонтировать 15 "МиГов"
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
Красное колесо: Солженицына увековечили не вовремя
BBC: Британия вслед за США попалась на финансировании террористов
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры