Мария Египетская - преображенная блудница

В пятую неделю Великого поста, предшествующую Страстной седмице, Церковь празднует память преподобной Марии Египетской. Она — живой укор, но и живая надежда всякому, кто утверждает, будто невозможно сопротивляться зову плоти. Мария много лет была блудницей, не ради денег, а лишь ради похоти, но любовь к Христу полностью преобразила ее жизнь…

Идет Великий Пост. Многие из нас в большей или меньше мере постятся, избегают лишних развлечений, читают Священное Писания или жития святых. Но иногда приходит мысль: куда мне до этих святых, они совсем из другого теста, а я — обычный человек, мне бы хоть какую-то меру соблюсти. А иногда — другая: вот я как хорошо пощусь, а! Тем более что на фоне светского окружения такой человек и правда выглядит чуть ли не святым. Такая мысль пришла и одному действительно хорошему постнику, монаху Зосиме, жившему в пятом веке.

Несколько десятков лет пробыл он в монастыре, занимаясь только работой, молитвой и чтением Писания, пищу же употребляя в минимальном количестве. "Есть ли, — думал он, — на земле монах, который может показать пример такого постничества, какого я еще не прошел? Найдется ли в пустыне — а в те времена самые стойкие подвижники отправлялись даже не в монастыри, а в пустыни — человек, превзошедший меня?". Этому монаху было дано увидеть подвиг, в который трудно поверить, и который объясним только чудом Божиим.

В монастыре был обычай на период Великого Поста до Страстной Седмицы уходить в каменистую Иорданскую пустыню. Монахи брали с собой немного еды (а некоторые не брали вовсе, питаясь растениями), расходились в разные стороны и проводили время в молитвах, не отвлекаясь ни на какие дела. Так сделал и Зосима. Он отправился далеко за Иордан.

После 20 дней пути он увидел как будто тень человеческого тела. Сначала он подумал, что ему показалось — но нет, это был человек, чье тело было худым и черным от солнца, а короткие выгоревшие волосы — белыми. Человек бросился бежать, Зосима — за ним. Он стал кричать и просить того остановиться, думая, что перед ним- пустынник-подвижник. Наконец издалека монах услышал ответ: "Авва Зосима! Прости меня ради Бога, что не могу предстать перед тобой: женщина я, как видишь, нагая, ничем не прикрытая. Но если ты хочешь преподать мне, грешной, свою молитву и благословение, то брось мне что-нибудь из своей одежды прикрыться". Затем она попросила его священнического благословения. Зосима удивился, что она знает его имя и сан, и понял, что перед ним — святая, которую за подвиги Господь наделил необыкновенными дарами.

Читайте также: "Лествица" на небо преподобного Иоанна

Вскоре он увидел этому еще одно невероятное подтверждение: во время совместной молитвы преподобная приподнялась над землей. Он даже подумал, что видит привидение. "Нет, — отвечала она как бы на его мысли, — я не дух, а обычная грешная женщина", и перекрестилась. Пораженный Зосима попросил ее рассказать о своей жизни. Святая не без смущения согласилась. Вот ее рассказ:

"Я, святой отец, родилась в Египте, но будучи двенадцати лет от роду, покинула родителей и отправилась в Александрию. Там я я потеряла свою девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию. Семнадцать лет я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть. Не думай, что я была богата и оттого не брала, — нет, я жила в нищете, часто голодная делала пряжу. Однажды я увидела, как много мужчин — и египтян, и ливийцев, идут к морю.

Я спросила одного встречного, куда спешат эти люди? Тот ответил, что они идут в Иерусалим на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На мой вопрос, возьмут ли они и меня с собой, он сказал, что если у меня есть деньги и пища, то никто не будет препятствовать. Я сказала ему: "Нет, брат, у меня ни денег, ни пищи, но все-таки я пойду и сяду с ними в один корабль, а они меня пропитают: я отдам им свое тело заплату". — Я хотела пойти для того, чтобы около меня было много людей, готовых к похоти. Говорила тебе я, отец Зосима, чтобы ты не принуждал меня рассказывать про мой позор. Бог свидетель, я боюсь, что своими словами я оскверняю самый воздух". Но по просьбе Зосимы она продолжила:

 

"Как тебе, человек Божий, сказать, что было дальше? Какой слух вынесет рассказ о позорных делах, совершенных мною на корабле во время пути? Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей! Но я думаю, что Бог ожидал моего покаяния, не желая смерти грешника, но с долготерпением ожидая обращения.

Читайте также: Святой Патрик: рабство — путь к свободе

С такими чувствами прибыла я в Иерусалим и все дни до праздника поступала по-прежнему, и даже хуже. Я не только не довольствовалась юношами, бывшими со мной на корабле, но еще собирала на блуд местных жителей и странников. Наконец, наступил праздник Воздвижения Честного Креста, и я как и прежде, пошла совращать юношей. Увидев, что рано утром все, один за другом, идут в церковь, отправилась и я, вошла со всеми в притвор и, когда наступило время Воздвижения Честного Креста Господня, попыталась с народом проникнуть в церковь.

Как я ни старалась протесниться, но народ меня отстранял. Наконец, с большим трудом приблизилась к дверям церкви и я, окаянная. Но все входили в церковь, а меня не допускала какая-то Божественная сила. Я снова попыталась войти, и снова была отстранена, осталась одна в притворе. Так три-четыре раза я напрягала силы, но не имела успеха. Отчаявшись, я со стыдом отступила и встала в углу притвора. Очнувшись, я поняла, какая вина не дозволяет мне видеть животворящее древо Креста Господня: мерзость дел моих препятствует мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, стоя в притворе. Подняв глаза, я увидала на стене икону Пресвятой Богородицы и, обратившись к ней, воскликнула:

— О Владычица, Дева, родившая Бога плотию! Я знаю, что недостойна я, нечистая и скверная, взирать на Твой лик Приснодевы, чистой телом и душой. Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня, блудницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь! Повели, чтобы мне не возбранен был вход в церковь, дай мне узреть Честное древо, на котором плотию был распят рожденный Тобой, проливший святую кровь Свою за избавление грешников и за мое. Повели, Владычица, чтобы и для меня, недостойной, открылись двери церкви для поклонения Божественному Кресту! Будь моей верной поручительницей перед Сыном Твоим! Обещаю, что я больше не оскверню своего тела нечистотою блуда, но отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения.

Читайте также: Державная неба и земли Владычица

Когда я так помолилась, то, убежденная в милосердии Богородицы, двинулась с толпой в церковь. Теперь никто меня не отталкивал. Достигнув дверей, прежде для меня затворенных, я без труда вошла внутрь святой церкви и сподобилась видеть Животворящее древо, постигла тайны Божии, поняла, что Бог не отвергает кающегося. Я поклонилась до земли Честному Кресту и поцеловала его с трепетом. Потом я вышла из церкви к образу моей поручительницы — Богородицы и, преклонив колена перед Ее святой иконой, так молилась:

— О присноблаженная Дева, Владычица Богородица, не погнушавшись моей молитвы, Ты на мне показала Свое великое человеколюбие. Я видела славу Господню, блудная и недостойная видеть ее! Слава Богу, ради Тебя принимающему покаяние грешных! Вот все, что я грешная могу помыслить и сказать словами. Теперь, Владычица, пора исполнить то, что я обещалась, призывая Тебя поручительницей: наставь меня, как будет Твоя воля, и научи, как довершить спасение на пути покаяния.

После этих слов я услыхала, как будто издалека, голос:

— Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное успокоение.

 

Выслушав эти слова с верою, что они обращены ко мне, я вышла из церковного притвора и быстро пошла вперед. На дороге кто-то дал мне три монеты. На них я купила три хлеба и спросила продавца, где путь к Иордану. Узнав, какие ворота ведут в ту сторону, я быстро пошла, проливая слезы. Так я провела весь день в пути, спрашивая дорогу у встречных и к третьему часу того дня, когда сподобилась узреть святой Крест Христов, уже на закате солнца, я дошла до церкви святого Иоанна Крестителя у реки Иордана. Помолившись в церкви, я сошла к Иордану и омыла себе водой этой святой реки руки и лицо. Возвратившись в церковь, я причастилась Пречистых и Животворящих Тайн Христовых. Потом я съела половину одного хлеба, выпила воды из Иордана и уснула на земле. Рано утром, найдя небольшую лодку, и переправившись на другой берег, я снова обратилась к своей руководительнице-Богородице с молитвой, как ей будет угодно наставить меня. Так я удалилась в пустыню, где и скитаюсь до сего дня, ожидая спасения, какое подаст мне Бог от душевных и телесных страданий. 47 лет прошло, как я оставила Иерусалим".

"Неужели никакие искушения не соблазняли тебя?" — спросил потрясенный рассказом монах, — "и неужели тебе не понадобилось здесь ни пищи, ни одежды?"

"Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.

Тогда я мысленно становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и наконец как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных вожделениях, овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти. Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями.

Поверженная на землю я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и не отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к поручительнице своей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне — и действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях. А после, и до сего времени, Богородица во всем — моя помощница и руководительница.

Читайте также: "Суд без милости не оказавшему милость…"

Окончив хлебы, через семнадцать лет, я питалась растениями; одежда, какая была на мне при переходе через Иордан, истлела от ветхости, и я много страдала, изнемогая летом от зноя, трясясь зимой от холода; так что много раз я, как бездыханная, падала на землю и так долго лежала, претерпевая многочисленные телесные и душевные невзгоды. Но с того времени и до сегодня, сила Божия во всем преобразила мою грешную душу и мое смиренное тело, и я только вспоминаю о прежних лишениях, находя для себя неистощимую пищу в надежде на спасение: питаюсь и покрываюсь я всесильным словом Божиим, ибо не хлебом одним будет жить человек!"

Услышав, что она говорит словами Священного Писания, Зосима спросил, не изучала ли она его?

"Не думай, — отвечала она с улыбкой, — что я со времени моего перехода через Иордан видела какого-либо человека, кроме тебя: даже зверя я не видала ни одного. И по книгам я никогда не училась, но слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает даже до меня, неизвестной миру. Но заклинаю тебя воплощением Слова Божия: молись за меня, блудницу".

Зосима же, наоборот, бросился к ее ногам в поклоне, хваля Бога, который дает людям силу для таких подвигов. Преподобная не дала ему поклониться, но попросила:

 

"Останься в монастыре в следующий Великий Пост, да и невозможно тебе будет уйти, если и захочешь; во святой и великий Четверг, в день Тайной Христовой вечери, возьми в сосуд животворящего Тела и Крови, принеси к селению на том берегу Иордана и подожди меня, чтобы мне причаститься Святых Таин". После этих слов она удалилась в пустыню.

Зосима отправился в монастырь, славя Бога. В следующий Пост он приболел и, действительно, не смог выйти из монастыря. Только к концу Поста, выздоровев, он пошел к Иордану, как и попросила святая. Когда уже стемнело, в лунном свете монах увидел худую фигуру. Тут ему пришла в голову мысль: как она переправится через Иордан, если лодки нет? Но тут же был поражен необычным зрелищем: святая перекрестила воду и пошла по ней, как по суше. "Воистину Бог исполняет Свое обещание уподобить Себе своих святых!" — подумал Зосима.

Преподобная попросила его прочитать "Символ Веры" и "Отче наш", причастилась Святых Таин и, хотя никогда не читала Священное Писание, произнесла молитву Симеона Богоприица: "Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое" (Лк. 2:29-30).

Святая еще раз попросила молиться за нее, и прийти еще через год на то же место. Затем она удалилась, а Зосима понял, что он так и не спросил имени великой подвижницы, но понадеялся узнать это в будущем году.

Прошел еще год. Зосима опять отправился в пустыню. Подойдя к назначенному месту, он увидел святую, лежащую умершей, со сложенными руками, лицом на Восток. Около нее он заметил надпись: "Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн". Зосима еще раз удивился: как она могла написать это, не умея, по ее словам, не читать, не писать? И как же он выполнит поручение святой, ведь он уже старый и не в состоянии вырыть могилу?

Тут монах увидел огромного льва. Сначала он испугался, но затем перекрестился, веря, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Лев приближался кротко и ласково, как котенок, и Зосима сказал зверю: "Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной". Тот как будто понял слова и действительно стал рыть передними лапами яму. Когда она стала достаточно большой, Зосима положил в нее тело святой, с молитвами засыпал землей и возвратился в монастырь.

Читайте также: Преподобный Герасим — старец со львом

Только сейчас он рассказал монахам все, что видел и слышал от святой Марии. Игумен Иоанн исправил в обители некоторые недостатки, на которые указала Зосиме святая, а сам рассказ о ней передавался устно в этом монастыре, пока его не записал святой Софроний, патриарх Иерусалимский, несколько десятилетий спустя.

Рассказ о Марии Египетской кажется на первый взгляд совершенно удивительным — но такими же удивительными кажутся и чудеса Христовы, и чудеса святых: Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, тоже невероятные, но засвидетельствованные современниками. Сам Серафим Саровский на вопрос, почему его современники-христиане не имеют такой жизни, как великие подвижники, ответил: потому, что не имеют такой решимости.

А ведь это значит, что и мы, даже самые "обычные" из нас, могут стать святыми, была бы решимость и любовь к Богу? А откуда ее взять, подскажет отрывок из Евангелия, который читается в день преподобной Марии: "прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (Лк. 7:47). Пока мы считаем себя "не такими уж плохими", пока мы считаем, что нам и прощать то почти нечего — вряд ли будет особо благодарны Богу за прощение. А если будем трезвого мнения о себе — то от благодарности сможем и любить, как великая святая Мария Египетская.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Бездомный пошел на кражу ради голодной приблудившейся лисы. Видео
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Появление банков с девелоперскими структурами — опасная тенденция
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Трамп плагиатит Путина: США победили ИГ*
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры