Иск за богохульство. Кто его подаст?

В конце прошлого года президиум Межсоборного присутствия принял в первом чтении проект документа "Отношение Русской православной церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви". Единственным, кто проголосовал против принятия этого документа на итоговом заседании Межсоборного присутствия, был протодиакон Андрей Кураев.

Как объясняет это решение в своем блоге отец Андрей, профессор Московской духовной академии и член Межсоборного присутствия, "друзей этот текст Церкви не прибавит, а число врагов умножит".

"Я просто вижу, какие именно места из этого текста и как будут использовать против нас. Кроме того, поскольку этот текст выйдет в дни празднования интронизации патриарха Кирилла, именно его будут преподносить как итог двух лет нового понтификата. Многих пугает сближение Церкви и госвласти. Многие недоумевают — где границы этого сближения", — считает протодиакон.

По мнению отца Андрея, у документа есть две главные проблемы. Во-первых, "местами он написан с позиции власть имущего". "Если бы в нем всецело была выдержана интонация жертвы, просящей о защите перед лицом чужой агрессии, — было бы хорошо. Но тогда при чем тут апелляция к законодательству ИМПЕРАТОРА Юстиниана? Он ведь грозил вполне земными карами за оскорбление Неба. В итоге документ в целом читается как угроза: "Мы найдем управу на наших врагов!" — отмечает он.

Во-вторых, по словам отца Андрея, непонятно, к кому документ обращен. "Если к людям церковным — им и так понятно, что богохульство — это грех. Им надо просто предлагать средства исцеления от него, и все (одно из них — игнорирование богохульных помыслов, неассоциирование себя с ними). Если же к людям нецерковным, то зачем там так много цитат из Писания и к чему угрозы вечными муками? Достаточно было бы ссылок на международные законодательные акты, квалифицирующие кощунства как недопустимое и аморальное поведение", — подчеркнул он.

Кроме того, как отмечает протодиакон, "средства реакции церковного человека на клевету в СМИ и так уже были прописаны в Основах социальной концепции".

"Непонятен и контекст этого документа. Что такого произошло в жизни Церкви или вокруг нее, что именно сейчас понадобилось клеймить именно этот грех?" — интересуется известный миссионер.

Также, по его мнению, в документе нет ответа на два принципиальных вопроса. Во-первых, "кто полномочен подавать иск от имени оклеветанной Церкви? Если это сделает мирянин, будет ли он сочтен светским судом надлежащим истцом? Будет ли он поддержан церковным начальством? В какой форме? Например, будет ли Церковь оплачивать его судебные издержки?"

Во-вторых, "может ли священник подавать в светский суд за оскорбление своей веры и Церкви? Апостол Павел искал суда у кесаря. Но потом за подобные обращения клириков чаще карали", — уточнят отец Андрей.

"Лет десять назад "МК" опубликовал откровенно клеветническую статью про меня. Я обратился к управляющему делами патриархии митрополиту Сергию. И попросил его узнать мнение патриарха Алексия, могу ли я подать в суд. Через неделю Владыка сказал, что Святейший не благословил… Для меня это благословение на всю жизнь…" — рассказал отец Андрей.

Как он считает, "клевещут про многих. Но вот один священник подал иск и выиграл суд. А второй промолчал. В этом случае его молчание будет истолковано как отсутствие аргументов исогласие с обвинениями… И он не сможет сказать, что для него духовно недопустимо оправдываться. Ибо за такой ответ теперь его обвинят еще и в гордыне: ты, мол, считаешь себя духовнее первого пастыря".

"Как можно подавать в светский суд иск о богохульстве, если при этом в нашем документе богохульство понимается предельно широко: "В церковной традиции под богохульством (греч. βλασφημία, blasphemia) понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни". В суд за НАМЕРЕНИЕ? А список святынь будет опубликован?" — недоумевает он.

По мнению отца Андрея, "не надо подражать мусульманам в стремлении запугать своих оппонентов. У нас разные основатели и разные образцы для подражания. Христианство сильно именно своим крестным бессилием".

"Наконец, в светском суде никак нельзя объяснить необходимость наказания за богохульство. Лишь Сам Оскорбленный мог бы подать такой иск. Кстати, странно, что среди возможных мер реакции на клевету и богохульство в проекте документа не предписывалась молитва за клеветника, не предлагалось Церкви усилить свои молитвы о нем. Сто лет назад, даже отлучая Льва Толстого, Церковь не подала на него в гражданский суд, но обратилась к молитве: "Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины. Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь", — рассказал отец Андрей.

Он выразил надежду, что на грядущем Архиерейском соборе, который начнет свою работу в среду, 2 февраля, "проблемные аспекты этого проекта будут замечены и исправлены".

За последние годы известно совсем немного случаев, когда представители Русской православной церкви применяли в отношении клеветавших в ее адрес журналистов канонические прещения или подавали в светский суд. Два года назад бурную общественную дискуссию вызвало решение епархиального совета Псковской епархии отлучить журналиста Олега Дементьева от Церкви. Столь радикальное решение было принято "в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и, в частности, игумении Елисаветы (Беляевой)".

Известие об отлучении от Церкви у самого журналиста вызвало только недоумение — он считает себя убежденным атеистом.

В 2006 году в Преображенском суде столицы закончилось судебное разбирательство по иску журналиста "Московского комсомольца" Сергея Бычкова к протоиерею Всеволоду Чаплину, который тогда занимал должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Обвинения в адрес священника во лжи и клевете признаны несостоятельными.

Иск был подан Сергеем Бычковым в защиту чести и достоинства, которые якобы оскорблял в своих выступлениях протоиерей Всеволод Чаплин. На заседании под председательством судьи О. Ульяновой принято решение об отказе в удовлетворении иска Сергея Бычкова.

С полным текстом проекта документа "Отношение Русской православной церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви" можно ознакомиться на официальном сайте Московского патриархата.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить