Уголовное дело против раввина

Законы Галахи дадут иммунитет раввинам?

Правые депутаты израильского парламента (Кнессета) в среду внесли проект закона, дающего раввинам иммунитет от уголовного преследования. Непосредственным поводом для этого стало возбуждение уголовного дела против раввина города Кирьят-Арба Дова Лиора, написавшего предисловие к опубликованной в прошлом году книге раввина Ицхака Шапиро "Торат-а-Мелех". По мнению израильской прокуратуры, рассуждения раввинов на тему законов Галахи содержат призывы к убийству неевреев и к расовой дискриминации.

В начале ноября 2009 года раввин Ицхак Шапиро, возглавляющий йешиву (иудейскую религиозную школу) "Од Йосеф хай" в поселении Ицхар близ Самарии, опубликовал 230-страничную книгу "Торат-а-Мелех" ("Законы Царя"), рассуждения о толковании иудейских религиозных законов и заповедей, сразу же вызвавшую громкий скандал в Израиле и во всем мире. И не удивительно. Автор книги решил в ней пересмотреть содержащийся в Ветхом Завете призыв "Не убий", разобрав его в отношении неевреев. Он напомнил одну из Семи заповедей сыновей Ноаха (Ноя): "Когда мы убиваем гоя, который нарушил заповедь, на это нет никакого запрета", — и указал, что гоя (нееврея) можно убить также, если он "представляет угрозу для народа Израиля", если нееврей убил еврея или есть речь идет о "детях злодеев" (например, арабских лидеров).

Книга сразу же была встречена "на ура" правыми израильскими кругами. В частности, она продавалась в ноябре 2009 года на митинге в Иерусалиме по поводу 29-летней годовщины убийства раввина Меира Кахане, создателя ультраправой и откровенно террористической по методам "Лиги защиты евреев". Но одновременно книга заинтересовала и израильскую прокуратуру, усмотревшую в ней недвусмысленные призывы к убийству и разжиганию межнациональной розни. Причем глава специального отдела по борьбе с идеологическими преступлениями прокуратуры Израиля Шай Ницан инициировал уголовное дело не только против авторов книги (раввинов Ицхака Шапиро, Ицхака Гинзбурга и Йосефа Элицура), но и против куда более крупных фигур — раввинов Дов Лиора и Яакова Йосефа, имевших неосторожность написать к ней одобрительное предисловие и даже украсить обложку издания своими подписями в его поддержку. Рав Дов Лиор является не только главой раввинского суда Хеврона и Кирьят-Арбы, но и председателем Совета раввинов Иудеи и Самарии, а Яаков Йосеф — не кто иной как сын бывшего главного сефардского раввина Израиля и духовного лидера партии ШАС, объединяющей ультрарелигиозных евреев из стран Северной Африки, Овадии Йосефа, а также член Совета раввинов за Эрец-Эсраэль.

Фото: AP

В конце июля 2010 года раввин Шапиро был арестован в результате крупномасштабной полицейской спецоперации и доставлен на допрос, а уже в начале августа повестки в суд по уголовному делу получили и раввины Дов Лиор и Яаков Йосеф. В суд они явиться демонстративно отказались, сочтя вызов на допрос провокацией и обвинив прокуратуру в преследовании раввинов за их религиозные убеждения.

В течение полугода под разными предлогами им удавалось игнорировать повестки из суда, однако 7 февраля выведенный из терпения прокурор выписал ордер на арест раввина Дов Лиора в связи с его отказом явиться на допрос. Иудейские ультраортодоксы поспешно заблокировали своими телами доступ полиции к дому раввина, а ряд правых депутатов Кнессета: Михаэль Бен-Ари от "Ихуд Леуми", Эли Ишай и Авраам Михаэли от ШАС, Ципи Хотовели от "Ликуд" и Исраэль Эйхлер от "Яхадут ха-Тора", — учитывая, что раввины не могут бесконечно скрываться от допроса, внесли на рассмотрение депутатов закон, названный "законом рав Дов Лиора" (Rabbi Dov Lior bill) и гласящий, что "раввин не несет уголовной ответственности и обладает иммунитетом от любого юридического преследования в связи с публикацией галахического постановления, разрешением на издание какой-либо книги или любым устным или письменным высказыванием в связи с Торой Израиля".

Вслед за ними под законом подписались еще около десятка депутатов от вышеперечисленных партий. Впрочем, даже все имеющиеся в Кнессете 18-го созыва депутаты этих партий (27 у "Ликуда", 15 у ШАС, пятеро у "Яхадут ха-Тора" и четверо у "Ихуд Леуми") не могут обеспечить закону необходимого большинства в 61 голос, так что перспектива получения израильскими раввинами неприкосновенности от уголовного преследования пока что представляется неясной. Однако принятие такого закона и освобождение от уголовного преследования авторов "Торат-а-Мелех" оказалось бы весьма знаковым прецедентом.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Влад Владимиров
Влад Владимиров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. Специализируется на международных и религиозных темах. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить