Ваххабизм в России разрешен законодательно

Эксперт: ваххабизм в России легален

Российский муфтий Фарид Салман в своей статье призвал российские власти запретить ваххабизм. Почему этого в России до сих пор не сделали? Кто мешал запрету и помогал саудовским эмиссарам? Как ваххабитам удалось покорить сердца российских мусульман? Где находится "высшая партийная школа" ваххабитов? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил эксперт — исламовед Роман Анатольевич Силантьев

— Роман Анатольевич, почему ваххабизм в России до сих пор не запрещен?

Законодательно ваххабизм не запрещен в России. А не запрещен, значит разрешен. Есть несколько региональных законов, но они локального применения и даже противоречат федеральному законодательству. У нас нельзя запретить явление в одном месте и разрешить в другом. Были неоднократные попытки запретить его начиная с 1998 года. Особенно в 1999, когда ваххабиты активизировались в Дагестане. Затем тема запрета ваххабизма поднималась практически каждый год. В основном, со стороны представителей Генпрокуратуры. Но эти инициативы встречали яростное сопротивление российских лоббистов ваххабизма. Так или иначе, запрет ваххабизма так и не довелось довести даже до промежуточной точки.

Читайте также: Ваххабиты готовы залить Казахстан кровью

— Кто мешал запрету ваххабитской идеологии в России?

Попытки довести запрет до обсуждения на законодательном уровне не удались. Оппоненты говорили что тем самым мы испортим отношения с Саудовской Аравией, что с идеологией нельзя бороться такими путями, что ваххабиты на самом деле хорошие, а их критики как раз плохие и так далее. Особенно отличился тогда шейх Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России. Он наиболее преуспел в защите ваххабизма в России. Ваххабизм защищали многие правозащитники, арабисты, представители различных мусульманских организаций. Все они говорили, что ваххабитские эмиссары из Саудовской Аравии якобы помогут возрождению российским мусульманам.

К большому сожалению, на сторону ваххабитов склоняются и многие традиционные мусульмане в России. К счастью, не все российские мусульмане считают, что "ваххабиты хорошие". Этих мусульман удивляло другое: почему "Хизб-ут-Тахрир", который в России не отметился терактами, у нас признан экстремистским, а ваххабиты, чей каждый шаг по России отмечен кровавыми терактами, при этом в России легально действуют?

— Муфтий Валиулла Якупов как-то сказал, что ваххабиты мимикрируют под другие направления в исламе. Это их традиционный почерк?

Надо пояснить, что ваххабиты — это общее название для этих экстремистов. Они разнообразны. В рамках того же нацизма или фашизма могут сочетаться совершенно разные направления, при этом идеологически совершенно несовместимые. При этом, фашизм и нацизм в России запрещены, и все эти молодчики и фюреры считаются фашистами или нацистами. И леваки бывают разные, и фашисты бывают разные, соответственно, бывают разными и ваххабиты. Большая часть ваххабитов именует себя саляфитами. Саляфизм — чисто саудовское течение. Последователи "Хизб-ут-Тахрира" с саляфитами не дружат. Представители "Таблиги джамаата" также соперники ваххабитов, при этом во многом действуют они все одинаково. Не стоит удивляться, что часть мусульманского духовенства, увлекшись идеями саляфизма, попадает в сети к ваххабитским проповедникам.

Читайте также: Ваххабитская угроза России из Казахстана

— Как ваххабитские эмиссары оправдывают преступления основателя ваххабизма, Мухаммеда Абдулваххаба? Этот человек и его последователи убивали арабских мусульман, разрушали мечети.

На каждую официальную версию всегда найдется альтернативная. Поступки одного и того же человека можно интерпретировать по-разному. Например, для кого-то Сталин — спаситель России, а для кого-то — кровавый тиран. То же самое касается и Мухаммеда Абдулваххаба. Одни говорят, что он уничтожал мусульман, а другие будут отвечать, что таким образом он боролся с еретиками и делал это совершенно разумно и справедливо.

Элита Саудовской Аравии — прямые или косвенные потомки Мухаммеда Абдулваххаба. Естественно, они будут выдавать свою версию "благородного ваххабизма" как единственноистиннуюидостоверную.Этуверсиюонибудутэкспортироватьзапределыполуострова,вчастности,вРоссию.Внашей стране об основателе ваххабизма знают достаточно мало. В российских ваххабитских миссиях сидят достаточно неглупые люди, которые выдвигают четкие красивые логические теории. Другое дело, что эти теории с мирной жизнью в России в корне несовместимы.

— Как ваххабитам удалось завоевать сердца мусульман в России? Многие муфтии объясняли это низким образовательным уровнем имамов на местах.

Ваххабитская экспансия в России не связана с образовательным уровнем мусульманского духовенства на местах. Дело в том, что ваххабиты имеют успех и там, где у духовенства нет никакого образования, и там где образовательный уровень духовенства высочайший. Тот же исламский университет Каира "Аль-Асхар" подвергается ваххабитской пропаганде и не так часто одерживает победы. Проблема ваххабитской экспансии в России лежит в другом. Стать по-настоящему профессиональным мусульманским богословом у нас в стране достаточно сложно. На это требуется очень много лет. А только получивших диплом или сертификат людей в мусульманской умме России более, чем предостаточно. Их гораздо больше, чем высококлассных специалистов.

Дело не в образовании, дело в потере авторитета, нарушении цепочки доверия: у населения подрывается доверие к имаму, у имама — к муфтию и так далее. Если житель мусульманского села доверяет полностью своему имаму, его не обратят в ваххабизм и двести саудистских проповедников, даже если у этих эмиссаров степени докторов наук. Если доверия нет, то достаточно и одного, даже самого необразованного и косноязычного. Главная проблема — потеря авторитета традиционного мусульманского духовенства, причем, не только в России, но и по всему миру. Это доверие разрушается не просто так, а совершенно целенаправленно.

Читайте также: Основатели учений в реальности: Абд-эль-Ваххаб

— Где получают образование проповедники ваххабизма в России?

Кадры ваххабитских идеологов ковались традиционно в Саудовской Аравии. Прежде всего, это университет в Медине. Это их высшая партийная школа. Есть соответствующие заведения в Мекке. В России наиболее бодрые ваххабиты как раз из Саудовской Аравии. У ваххабитов есть учебные заведения в Катаре, в Кувейте, немалое их число оказалось в Египте. Есть учебные заведения в Сирии и в Иордании. Эти страны оказывали традиционный отпор ваххабизму, особенно, Сирия и Иордания. "Арабская весна" этот порядок поменяла. Египетский университет "Аль-Азхар", основанный в X веке, уже не может считаться опорой традиционного ислама. Его можно смело вычеркнуть из этого списка. На карте мира остается все меньше мест, откуда люди приезжают не с ваххабитскими, а с традиционными знаниями об исламе. Конечно, тон задает Саудовская Аравия. Если какой-то современный российский мусульманский богослов получил знания в КСА, то 90 процентов, что он завербован ваххабитами.

— Как получилось у ваххабитов овладеть "Аль-Азхаром"?

Ваххабиты начали захват "Аль-Азхара" задолго до событий "арабской весны". Они его захватывали пофакультетно. Нельзя сказать, что он весь в руках ваххабитов, но заметная часть принадлежит именно им. К сожалению, это так, и сейчас ситуация резко ухудшилась. Думаю, людей туда больше посылать не стоит. К тому же там очень сложная система образования, несколько типов предварительного доуниверситетского обучения, вроде наших рабфаков. Даже если человек не смог поступить в "Аль-Азхар" и получить там диплом, то он ходил на подготовительные курсы и там мог пройти ваххабитскую обработку. Тем более, что очень многие слушатели этих курсов — граждане России.

Многие из них не смогли стать студентами, и были вынуждены вернуться домой. Нельзя дать гарантии того, что им там не промывали мозги ваххабитские проповедники. "Аль-Азхар" выпустил много хорошей антиваххабитской литературы. Тон в египетском исламе задавали суфийские тарикаты, которые на протяжении веков вели борьбу с ваххабитской акыдой. В последнее время, особенно сейчас, когда там вовсю бушует "арабская весна", дела у противников ваххабизма идут плохо. Они объединяются с христианами-коптами и вместе там держат круговую оборону. Естественно, что "арабская весна" выбивает мусульманских традиционалистов с прежних позиций.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *