Книги Совета муфтиев могут быть признаны экстремистскими

Исламское наследие или экстремистское чтиво?

Суд города Гай Оренбургской области начал рассмотрение обращения местной прокуратуры о признании экстремистскими ряда мусульманских книг. Среди них — книги, написанные председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином и его заместителями Маратом Муртазиным и Мустафой Кютюкчу, а также ряд книг ныне уже покойных авторов, включая даже сборник хадисов пророка Мухаммеда. В случае признания экстремистскими книг ныне здравствующих авторов им грозит лишение свободы на срок до двух-трех лет.

Первые сообщения о данном обращении прокуратуры появились на сайте Московского исламского университета (возглавляемого Маратом Муртазиным) и на официальном сайте Совета муфтиев России 25-26 февраля, хотя, как пояснил "Интерфаксу" председатель городского суда города Гай Владимир Волков, к ним обращение поступило еще примерно две недели назад, и суд уже подготовился к его рассмотрению — первое заседание было назначено сначала на 7-е, а затем перенесено на 9 марта. В самой прокуратуре, с которой 28 февраля связались журналисты "Коммерсант-Самара", от комментариев отказались вплоть до вынесения приговора суда.

В списке книг, которые Гайский межрайонный прокурор Сергей Челышев требует от суда признать экстремистскими и включить в федеральный список экстремистских материалов — книга "В молитве спасение" главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина и ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, книга "Намаз через призму размышлений" заместителя председателя Духовного управления мусульман европейской части России (также возглавляемого Равилем Гайнутдином) Мустафы Кютюкчу, сборник "40 хадисов" пророка Мухаммеда, книга "Сады праведных" имама ан-Навави, а также "Жемчужина разъяснений" татарского богослова Абд ар-Рахима Утыз-Имяни (1754-1834), а также изданная на татарском и фрагментами на арабском языке брошюра "Хэтем хужа вэ Дога и хэтем хэм Рих Эхмэр догасы". Последние два издания вышли в издательстве "Иман", а ответственным за их выпуск являлся Валиулла Якупов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана. Таким образом, резонанс от вполне рядового обращения районной провинциальной прокуратуры оказался необычайно громким — под его ударом оказались первые лица сразу нескольких крупнейших духовных управлений мусульман страны.

Фото: AP

Духовное управление мусульман Татарстана в лице исполняющего обязанности его председателя Илдуса Файзова не преминуло отметить, что необходимо было бы до суда провести "дополнительное расследование" книг издательства "Иман", хотя, как признает Файзов, вышеупомянутый Утыз-Имяни относился к числу "неординарно мыслящих татарских богословов XVIII-XIX веков" (довольно "скользкая" формулировка) и "резко критиковал так называемые религиозные нововведения среди татар-мусульман, причем призывает отказаться от них даже в обычаях, что можно считать крайностью в воззрениях", так что обращение прокуратуры, возможно, возникло не на пустом месте. С другой стороны, муфтия Валиуллу Якупова, хорошо известного как непримиримого борца с ваххабизмом, трудно заподозрить в симпатиях к салафизму (это религиозное течение как раз известно отрицанием национальных традиций ислама).

Читайте также: Муфтий Гайнутдин переписал историю России

Гораздо более нервной оказалась реакция Совета муфтиев, который сразу же поспешил охарактеризовать обращение прокуратуры (основанное на изъятии данных книг у вполне реальных экстремистов в городе) как религиозные гонения и ли не покушение на мир и спокойствие в России. В опубликованном на сайте Московского исламского университета и на сайте Совета муфтиев заявлении были тщательно перечислены все звания и награды обвиняемых, когда-либо ими полученные: "Если прокуратора требует признать книги, написанные кандидатами философских наук, Председателем Совета муфтиев России муфтием Равилем Гайнутдином и ректором Московского исламского университета Маратом Муртазиным, "экстремистскими материалами", то это уже является прямым обвинением в адрес тех лиц, которые всегда выступают за мир и согласие в российском обществе, отдают свои силы на благо нашей Родины, за что и награждены Президентом Российской Федерации государственными наградами и орденами за большой вклад в развитие духовности и образования". "Что нас ждет дальше? Ждать ли, что запретят Коран, Пятикнижие Моисеево, Ветхий и Новый Завет?" — риторически вопрошается далее.

Впрочем, обеспокоенность Совета муфтиев и его лидеров скорее всего вызвана иными причинами. За последние годы эта организация и возглавляющий ее Равиль Гайнутдин уже стали своего рода "рекордсменами" по числу скандалов и полученных по различным поводам от Минюста предупреждений о недопустимости нарушения российского законодательства. Так, июле 2008 года была признана экстремистской книга аятоллы Мухаммеда Али Аль-Хашими "Личность мусульманина", изданная издательским отделом Московского исламского университета и рекомендованная самим Равилем Гайнутдином. Возглавлявший тогда издательский отдел Московского исламского университета Асламбек Эжаев был привлечен за издание этойкниги к уголовной ответственности по статье 282 Уголовного кодекса (разжигание межнациональной и межрелигиозной розни). 19 февраля 2009 года замминистра юстиции Алексей Величко вынес первое предупреждение Совету муфтиев России по итогам проверки этой организации от 25 декабря 2008 года, в ходе которой были установлены многочисленные нарушения законодательства.

Фото: AP

18 января 2010 года прокуратура Москвы вынесла предупреждение Гайнутдину о недопустимости нарушения требований федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в связи с приглашением им на конференцию "Россия — исламский мир: партнерство во имя стабильности" турецкого гражданина Мустафы Сунгура, члена международной мусульманской организации "Нурджулар", признанной в России экстремистской. 19 февраля 2010 года Минюст вынес предупреждение Гайнутдину и возглавляемому им Духовному управлению мусульман европейской части России по поводу принятых президиумом данной организации действий, противоречащих законодательству. 8 сентября 2010 года Минюст приостановил деятельность Исламского культурного центра, являющегося "общественным крылом" Совета муфтиев, в связи с нарушением закона "Об общественных объединениях" в ходе деятельности данной организации. Возбуждение против самих Гайнутдина, Муртазина и Кютюкчу уголовных дел по статьям Уголовного кодекса — 282 (разжигание межнациональной и межрелигиозной розни) и 280 (публичное оправдание экстремистских действий) — могло бы нанести их авторитету (и авторитету возглавляемых ими организаций) уже последний и непоправимый удар, не говоря уж о непосредственной угрозе их свободе — вышеупомянутые статьи Уголовного кодекса предусматривают в случае признания вины лишение свободы на срок до двух-трех лет.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Влад Владимиров
Влад Владимиров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. Специализируется на международных и религиозных темах. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить